Духовная жизнь начинается с покаяния

Святой Симеон Новый Богослов, живший в IX веке, говорит, что нельзя налагать тяжелые епитимьи на людей немощных, малоцерковных, малодуховных, ибо это оттолкнет их от Церкви. Длительные епитимьи, длительное отлучение от Причастия могут довести человека до отчаяния, он просто уйдет из Церкви, станет язычником, и закоснеет в грехе. Дело пастыря - спасать человека, в том числе и пользуясь канонами, искусно налагая епитимьи.

Когда человек знает, что его за блуд могут на семь лет отлучить от Причастия, он боится совершить этот грех. Но если он все-таки согрешит, впадет в такую немощь, то священник должен рассудить, что это за человек, какие обстоятельства привели его к беде. Если он не кается, то наказание должно быть одно; если же он раскаивается, сожалеет о сделанном - совсем другое, священник может даже вообще не налагать никакого наказания. Но я считаю, что это не совсем правильно, поскольку, когда человека совсем не наказывают, то он совершает грехи с легкостью.

- Может быть, стоит отменить некоторые каноны, хотя бы те, которые в наши времена заведомо неисполнимы?

- Отменять их нельзя т. к. может возникнуть соблазн перекроить все христианство и отменить евангельские заповеди, что, собственно, и сделали еретики. Сначала католики модернизировали христианскую веру, потом протестанты настолько все перекроили, что от Евангелия и от церковного строя жизни, переданного нам апостолами, ничего не осталось. Поэтому все должно оставаться незыблемо - так, как было передано нам апостолами и святителями, Отцами Соборов, чтобы, глядя на эти идеалы духовной жизни, мы могли, если не исполнять высочайшие правила нравственности, то хотя бы приносить покаяние в их нарушении, и через это оставаться христианами - хотя и грешными, но кающимися.

А если все изменить, подделать под падшую природу человека, то отпадет нужда в покаянии, и покаяние как понятие, как делание тоже станет не нужным. Зачем же каяться, если грех провозглашается нормой? Кается человек тогда, когда грех - это то, чего не должно быть, когда он свою грешную жизнь сравнивает с высочайшими образцами нравственности, изложенными в евангельских заповедях и подтвержденными канонами Вселенских Соборов.

- Где можно почитать церковные каноны?

- В Книге правил. Ее можно попросить у кого-нибудь из батюшек или в церковной библиотеке. Сейчас изданы различные толкования на церковные каноны. Лучшим толкователем признан епископ Никодим Милош, сербский иерарх. Его двухтомник был издан в Свято-Даниловом монастыре.

- Почему святые апостолы не раскрыли церковные догматы, и они были раскрыты главным образом на Соборах?

- Господь наш Иисус Христос в Своей проповеди сказал достаточно. В Евангелии от Иоанна указано на все догматы, но как бы сокровенно. Главное в Евангелии - это заповеди. Когда человек начинает жить по Евангелию, приходит благодать Духа Святого, очищает его ум, и он начинает понимать евангельские истины.

В первые века христианства на первом месте была духовная жизнь и евангельские заповеди. Апостолы и духовные мужи в основном писали апологии в защиту христианской православной веры против язычников, которые нападали на христианство.

Потом, когда христианство стало государственной религией Римской империи, появились еретики, которые стали извращать христианскую веру, догматы Евангелия. Появилась необходимость бороться за чистоту православной веры. Наиболее известным из первых еретиков был Арий. До него тоже были еретики: еще апостолы писали о лжесловесниках, сожженных в совести своей (1 Тим. 4, 2), о еретиках и о том, что они не просто заблуждаются, а действуют сознательно, с намерением извратить истину, по властолюбию и корыстолюбию увлекая за собой людей, чтобы отторгнуть их от Православной Церкви.

Тогда, Божиим велением, и стали собираться Вселенские Соборы, чтобы ответить на вопрос: где же истина? Сначала как еретик был осужден Арий, потом, на других Соборах, были осуждены Македоний, Несторий, Аполлинарий и др.

На семи Вселенских Соборах была полностью раскрыта православная догматика. Последний, Седьмой, Собор собрался против иконоборцев, поскольку появились люди, которые стали заявлять, что иконы - это идолы. Они были осуждены, было доказано, что иконы - не идолы, а то, что называется идолами в Священном Писании, не имеет отношения к иконам. Однако и сейчас есть еретики, которые отрицают иконопочитание, в частности, протестанты, - они подпадают под осуждение Седьмого Вселенского Собора.

Многие современные еретики, включая экуменистов, не требуют особого осуждения, поскольку уже осуждены Соборами, но и сейчас появляются такие, учение которых требует особого решения священноначалия.