Духовная жизнь начинается с покаяния
О еретиках и общении с ними
- Многим людям, особенно нецерковным, часто бывает непонятно, почему Господь сурово карает еретиков, почему, по учению Святых Отцов Православной Церкви, еретики не могут спастись. Ведь кажется, они вполне добропорядочные люди, например, протестантские пастыри, которые во время Великой Отечественной войны совершали благородные поступки и всю жизнь занимались благотворительностью, или католические монахини, такие, как мать Тереза, которая всю жизнь посвятила служению людям. Как православному человеку увидеть то страшное состояние, в
котором пребывают еретики? Что можно об этом почитать, если знакомиться непосредственно с католической литературой Святые Отцы не советуют?
- Как говорит Священное Писание, в любом народе делающий добро угоден Богу (см. Деян. 10, 35), и поэтому ни иудей, ни магометанин, ни язычник, если он творит дело милосердия, не лишится своей награды. От Бога он будет награжден за этот поступок, но, как правило, в этой жизни, потому что для того, чтобы войти в царство небесное, нужно исповедовать православную веру, которая, как мы уже говорили, является основой правильной жизни, правильного понимания Евангелия.
У всех еретиков Евангелие, учение о заповедях Божиих, о величайших Таинствах и главнейших сторонах христианской веры извращено. У них легко прощаются самые чудовищные грехи, а такие важные духовные понятия, как смирение, покаяние, послушание либо вообще отсутствуют, либо считаются чем-то второстепенным.
Еретики отказались от святости, отвергли святоотеческие писания и провозгласили, что все уверовавшие во Христа - святые. Они объявили, что святые ничем не отличаются от других людей и могут заблуждаться. Произошло смешение понятий. Лишившись святоотеческой традиции, творений, аскезы, святых, еретики потеряли очень многое. Каждый из них по-своему истолковывает Священное Писание, и поэтому у них великое множество разных толкований.
Дом, разделившийся в себе, не устоит (Мф. 12, 25): они ругаются, дробятся и уже сами не знают, что нужно делать. Повторим: для правильной жизни необходима правильная вера, истинное представление о Боге, ибо все догматы, в которые мы веруем, имеют под собой нравственную основу.
В одном из номеров журнала "Благодатный огонь",1 можно прочитать очень хорошую статью М. Дунаева о русском православном человеке, который отрекся от своей веры, принял в католической церкви священный сан, то есть стал ксендзом, и всю жизнь боролся с Православием. Это было в XIX веке. Когда пришла старость, он осознал свое заблуждение, свою гибельную ошибку и написал мемуары, раскрывающие состояние жуткого духовного опустошения и отчаяния, которое его постигло, и рассказывающие о принесенном им покаянии.
Могу порекомендовать еще одну интересную статью свящ. Петра Андриевского, "Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания"2. В ней говорится о смутных временах девяностых годов XIX столетия, когда были популярны пророчества о конце света, приводятся многие из них. Но настало уже третье тысячелетие, а они до сих пор не исполнились, поэтому хочется, чтобы люди не доверяли проходимцам и обманщикам.
Еретики находятся вне ограды церковной, они осуждены уже по факту отпадения от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви через ересь. Поэтому они не могут быть причастны благодати, Таинствам, спасению, пока не освободятся от своих заблуждений через покаяние и не воссоединятся с Xристом и Православной Церковью.
Одна женщина мне как-то сказала: "Вот вы говорите, что католики не спасутся, а мне пять батюшек сказали, что своего сына-католика я могу писать в записках и поминать на проскомидии!" Не знаю, почему эти пять батюшек дерзают нарушать каноны Церкви. Ведь Церковь поминает только православных, так как только православные являются членами основанной Господом Церкви, и проскомидия и Божественная Литургия совершается только за православных.
- А почему нельзя поминать католиков в храме, ведь Крещение у них и у православных одинаковое?
- Святые Соборы определили, Крещение каких еретиков можно признать: для этого нужно, чтобы была соблюдена преемственность от апостолов и правильно совершено Крещение. Католики вроде бы под это правило подпадают, потому что и преемственность рукоположений от апостольских времен у них есть, и формула Крещения произносится правильно, то есть Таинство совершается так же, как в Православной Церкви. Но, несмотря на то, что Православная Церковь признает их Крещение, она считает их еретиками, ибо католики исказили Символ веры и внесли в свое вероучение много лжедогматов, которые противоречат апостольскому учению.
По учению Церкви, есть еретики, есть раскольники и есть самочинное сборище. Раскольники - это те, кто отделяется от Церкви самочинно, не подчиняясь иерархии, а догматы у них остаются те же, что и у православных. Еретики же сначала извращают догматы, а потом, как правило, отделяются от Церкви. Католики полностью соответствуют отеческому понятию о ереси. И в древней Церкви еретики на проскомидии никогда не поминались; у Церкви всегда было однозначное отношение к еретикам. Странно, что в наше время нашлись люди, которые начали поминать еретиков на проскомидии!