Духовная жизнь начинается с покаяния

Господь милостив к праведным людям и к кающимся. Нельзя простить грех без покаяния. Это противоречит Божией правде. Это несправедливо, невозможно. Не раскаявшись, человек и в раю будет грешить. Божия правда и Божие милосердие идут вместе. Господь послал Сына Своего Единородного на Крест, чтобы мир - а именно, верующие в Него - не погиб (Ин. 3, 16), верующие же - это приносящие покаяние в своих грехах.

- А как правильно относиться к старообрядцам? Преподобный Серафим Саровский, когда к нему пришли старообрядцы и спросили о своей вере, ответил: "Оставьте свои бредни". Известно и много других случаев, когда он говорил, что они не спасутся. Как это совместить с решением Собора, который снял все анафемы со старообрядцев?

- Не знаю. Собор XVII века наложил на старообрядцев анафему до их покаяния. Святые Отцы, угодники Божии исповедовали их раскольниками; покаяние с их стороны принесено не было. Поместный Собор 1971 г. стремился протянуть им руку, чтобы они раскаялись, захотели вступить в литургическое общение, оставить "свои бредни", а они не захотели и в очередной раз оттолкнули протянутую руку.

Я не согласен с решением этого Собора относительно старообрядцев и придерживаюсь мнения преподобного Серафима Саровского, а также всех согласных с ним угодников Божиих, коих было очень много. Старообрядцы, несомненно, раскольники, никакого литургического общения с ними быть не может, и все каноны, касающиеся раскольников, относятся и к старообрядцам, поскольку они вероотступники, ибо изменили веру, переданную Отцами. Они кичатся своей верой, называя ее истинной, на самом же деле она есть новшество XVII века.

Если обратится к истории, увидим, что почти все серьезные антигосударственные выступления XVII - XVIII вв. возглавлялись и финансировались старообрядцами. Таковыми были бунт стрельцов, бунты Болотникова, Разина, Пугачева. Затем на историческую сцену России выступили масоны, а после них марксисты. Но и тогда старообрядцы принимали активное участие в выступлениях, в частности, крупный русский фабрикант, старообрядец Савва Морозов финансировал революцию.

Везде, где только можно было выступить против Российской Империи, мы видим старообрядцев. Они не стеснялись сотрудничать с Турцией, одним из основных врагов России и были платными или добровольными турецкими шпионами.

- Мой отец старовер, и меня крестили в старой вере, но хожу я в православную церковь и исповедуюсь там. Как же мне теперь быть?

- Вообще до революции из староверия переходили в Православную Церковь через Миропомазание. Думаю вам лучше принять это Таинство, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).

- У нас в Санкт-Петербурге был приход святой преподобномученицы Елизаветы, который относился к Московской Патриархии. Но после трехлетнего перерыва храм вновь открылся, и теперь он относится к Российской православной церкви. Что это такое?

- Это секта. От Православной Церкви периодически отделялись разные организации, первая из них - Истинно православная церковь (ИПЦ), как будто прежде была не истинно Православная Церковь. Сначала они были связаны с Русской зарубежной церковью, но потом и с нею поссорились. В настоящее время существуют следующие

расколы: Российская православная автономная церковь (РПАЦ) так называемого Суздальского епископа Валентина Русанцева (а теперь уже и самопровозглашенного "митрополита"), Свободная русская православная церковь, Истинно православная церковь, Русская зарубежная православная церковь, которая почему-то имеет приходы на территории России, хотя по канонам этого быть не должно. По сути же все они - сектанты, потому что на раскол "не тянут", хотя бы по своей малочисленности.

Xодить в их храмы нельзя, молиться вместе с раскольниками нельзя, это грех, причащаться, принимать Таинства тем более нельзя, потому что это и не Таинства вовсе, а одна профанация. Святой Пахомий Великий сказал: "Грех раскола не смывается даже мученической смертью". К сожалению, храм, о котором Вы говорите, видимо, в силу каких-то событий оказался потерянным для Московской Патриархии.

Но если у вас есть возможность, то я бы не советовал занимать пассивную позицию. Вы можете что-то сделать: прежде всего, рассказывать своим знакомым о том, что это храм неистинный, что люди, захватившие его, - самозванцы. Может быть, стоит обратиться к местным властям и постараться вернуть храм в лоно Московской Патриархии.

- Я живу в Ницце и являюсь прихожанином Русской зарубежной церкви. Моя дочь левша, и один наш Владыка сказал, что можно креститься даже левой рукой. Но дочь ходит на катехизис в католическую школу - мы взяли на это согласие нашей православной церкви, - а там вообще крестятся другой рукой. Мой ребенок совершенно сбит с толку. Что вы посоветуете делать?