Духовная жизнь начинается с покаяния

Еще раз повторю, что согласно учению Церкви, еретики спастись не могут, спастись могут только православные христиане. Только православные христиане могут быть членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а "вне Церкви нет спасения".

- Но нужно ли все-таки в повседневном общении относиться к еретикам благожелательно?

- Да, как заповедано Святыми Отцами: "Грешника нужно любить, а грех ненавидеть". Ересь - это грех ума. А сам человек заслуживает сострадания. Известно завещание преподобного Феодосия Печерского князю Киевскому, в котором говорится: если придет к тебе католик, или турок, или еврей, и если он голоден, накорми его, если жаждет, напои его, если наг - одень его, если страдает - помоги ему; но если ты будешь хвалить его веру, говорить о ней что-то доброе - это все равно, что хулить и ругать свою собственную.

- Батюшка, некоторые спрашивают, почему православные часто хмурые и недовольные, а протестанты - радостные?

- Я не верю в радость протестантов, мне кажется, она несколько наигранна. Я знаю другую сторону протестантизма: однажды мне пришлось беседовать с бывшим баптистским пастором, проповедником, который принял Православие, и он рассказал, что среди баптистов, особенно среди молодежи, очень большой процент самоубийств; люди разочаровываются, впадают в отчаяние, накладывают на себя руки. Разумеется, эти факты тщательно скрываются, показывается только внешний фасад.

Кроме того, у них все построено как-то неестественно: они пляшут, поют, как бы убеждая самих себя и все вокруг, что на них сошла благодать и т. д. А православный человек кается в грехах, он вроде бы печален внешне, а внутри проникнут радостью; его печаль радостотворная, потому что он стяжает благодать, и благодать доставляет подлинную радость. У протестантов же благодати нет - только прелесть (от славянского слова лесть, т. е. "ложь).

- Что делать с той литературой, которую сектанты бросают в почтовый ящик?

- Ее надо сжигать, поскольку просто выбрасывать в помойку ее нельзя: во-первых, ее могут прочитать другие люди, что может им повредить, а во-вторых, там есть цитаты из Священного Писания, упоминается Господь Бог, Иисус Христос, и бросать в грязь эти святые для нас имена нехорошо, хотя у сектантов все понятия извращены.

1 № 7, 2001. С. 40-52.

2 Там же. С. 3 - 7.

Стоит ли предпочитать землю царству небесному?

- Батюшка, существует такой курьез, как супернационалистическая газета "Русская фаланга" ("Святорусский вестник"), которую издают радикальные русские националисты, исповедующие... католицизм!Русская национальная идея у них сочетается с верностью папскому престолу. Почему такой экуменизм терпим в православно-патриотической среде? Или же это просто хитрая уловка Ватикана - окатоличить "патриотический электорат"?

- Я не думаю, что такой экуменизм терпим в православно-патриотической среде. Просто сейчас издается и печатается что угодно. По моим наблюдениям, так называемые патриотические круги, даже православные, - это часто не очень церковные люди, имеющие поверхностное отношение к Православию.

Факт остается фактом: в храм они ходят нерегулярно, как это положено православному человеку, редко причащаются, не всегда соблюдают посты. Часто и утренние и вечерние молитвы для них далеко не обязательны. Поэтому об их церковной жизни практически нельзя говорить. Да, они веруют во Христа, но исповедуют некое "культурно-народное православие", не больше. А когда человек не борется с врагами невидимыми, то есть со страстями, он начинает выдумывать врагов видимых.