Духовная жизнь начинается с покаяния

Сейчас мало тех, кто осилил первую ступеньку. Ведь что значит взойти на какую-нибудь ступеньку? Это значит в совершенстве достигнуть той добродетели, которая ей соответствует. Но совершенное отречение от мира, совершенное целомудрие, совершенное рассуждение, совершенное послушание и т. д. - это дела святых людей, а их всегда было очень мало, тем более сейчас.

- Сейчас выходит много писем святых и подвижников благочестия. Как мы можем научаться из них духовной жизни, если они чаще всего были написаны в ответ на конкретные вопросы конкретным лицам, и могут противоречить друг другу?

- Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что многие писания еще древних Отцов представляют собой именно частные письма. Послания апостольские - это тоже письма, написанные определенным группам христиан. И "Лествица" была написана преподобным Иоанном Лествичником по просьбе игумена, который задал ему конкретные вопросы. Творения преподобного Исидора Пелусиота, современника святителя Иоанна Златоуста (кстати, у нас в издательстве вышел его двухтомник) состоят из писем к разным лицам: мирянам и монашествующим, епископам и священникам, - в них разбирается множество частных вопросов. Однако они вошли в "Добротолюбие", просуществовали более полутора тысячи лет, и люди читают их и назидаются. В обширном духовном наследии прп. Нила Синайского письма также занимают большое место (они тоже выходили в нашем издательстве).

Духовный опыт святого человека - это уже опыт Церкви, и его пример разрешения каких-то частных вопросов весьма важен и вполне может быть использован другими людьми.

С другой стороны, святитель Игнатий говорит, что духовная литература подобна аптеке: человек неискушенный, не разбирающийся в лекарствах может выбрать то лекарство, которое для него окажется ядом. Необходимо иметь рас-суждение, а для этого нужен духовник, который поможет правильно выбрать книгу. По словам игумена Никона (Воробьева), дело современного духовника - помочь своему духовному чаду выбрать правильный ответ на вопрос из отеческих писаний.

Итак, письма публиковались всегда, это было в традиции Церкви, начиная с апостольских времен, и на это была Божия воля. Сегодня вышли замечательные письма Оптинских старцев, игумена Никона (Воробьева), святителя Феофана Затворника, которые были изданы им самим, святителя Игнатия (Брянчанинова), который, кстати, запретил их публиковать, запретил по смирению, но была воля Божия их издать. Это замечательные, потрясающие письма, в них содержатся такие духовные перлы, которые, я думаю, не одного человека привели к вере и обратили на путь покаяния. (Кстати, в нашем издательстве была выпущена прежде неопубликованная переписка свт. Игнатия с оптинскими старцами - под названием "Странствие ко вратам вечности").

Нам нужно быть благодарными Господу за то, что эти письма доходят до нас. Это очень полезное чтение. Писал человек 100 - 200 лет назад письмо другому человеку, а теперь это письмо читают десятки тысяч других людей, назидаются, получают пользу. Господь хочет, чтобы этот духовный опыт получил не только один, но и многие, поэтому они и доходят до нас.

- Насколько осторожно нужно относиться к выбору новой литературы? Ведь все-таки надо знать, насколько автор причастен Божественной благодати. Например, творениям свтт. Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника мы можем доверять, потому что это люди святые. Наверное, нельзя все подряд покупать, даже если, может быть, и батюшка советует какую-то книгу почитать.

- Все-таки батюшкам надо доверять, потому что они люди, во-первых, грамотные, во-вторых, объективно имеющие благодать и, в-третьих, поскольку они постоянно имеют дело со Словом Божиим, наверное, у них есть определенный "духовный вкус". А вообще святитель Игнатий нам далтакой критерий, по которому нужно отбирать не только то, что мы читаем, но и то, что слушаем: учение любого проповедника, любого пастыря - об этом уже шла речь выше - нужно поверять Святыми Отцами.

Итак, мы несомненно должны доверять святоотеческим писаниям. А слушая и читая проповеди и поучения новых учителей, мы должны проверять, что в них согласно со Святыми Отцами, а что нет, и то, что согласно, брать, а то, что не согласно, отставлять. При этом надо постараться понять, действительно ли это несогласно с учением Св. Отцов, или мы чего-то не понимаем. Может быть, стоит посоветоваться с духовником. Ведь сейчас такое время, когда и чтения Святых Отцов недостаточно, поскольку современная жизнь ставит пред нами свои вопросы. Но и без Святых Отцов, как мы уже говорили, спасение затруднительно.

Из современных авторов мне интересен, например, архимандрит Лазарь (Абашидзе), некоторые произведения архимандрита Рафаила (Карелина), особенно воспоминания о различных современных старцах, поскольку это прикосновение к живой святости. Эти жизнеописания также содержат и наставления, и ответы на вопросы, которые задавали подвижникам христиане XX века. Это ближе нам по времени, и это, наверное, самое дорогое.

Замечательная книга - "Святой преподобный Серафим Вырицкий и русская голгофа". Я считаю, что это одна из лучших книг, вышедших за последнее время. Творения отца Дамаскина (Орловского), его энциклопедия святости, "Подвижники благочестия, мученики, исповедники ХХ века", - наверное, должны быть настольной книгой современного православного человека, поскольку каждая эпоха имеет какие-то свои, особые черты, ставит свои вопросы и дает свои ответы.

Если мы не учтем преемственности, то не сможем понять, как сейчас нужно правильно строить свою духовную жизнь. Из XIX века нельзя так просто, закрыв глаза, перескочить в век XXI, это будет неправильно. XIX век - век святителя Игнатия, святителя Феофана, Оптинских старцев, прп. Серафима Саровского, других подвижников. Но XX век - это тоже век подвижников благочестия, век мучеников, исповедников, век прп. Силуана Афонского, отца Никона (Воробьева).

Все это нужно знать, чтобы правильно понять сегодняшнюю жизнь. Но необходимо читать и современную литературу. К тому же, большинство авторов сейчас пишет для новоначальных, т. е. для тех, кто идет к Церкви или кто только что пришел в нее. Эти книги нужны, потому что с человеком нужно говорить на его языке, на современном языке разъяснить ему истины веры. А за более глубокими наставлениями нужно обращаться к Святым Отцам.