Духовная жизнь начинается с покаяния

Вспомните, в притче о званых на пир посланные услышали в ответ: Я купил землю и должен пойти ее посмотреть (Лк. 14, 18). Многие наши патриоты предпочли землю царству небесному и заняты борьбой за эту землю, именно земной борьбой. На этой почве православные патриоты с любыми другими патриотами входят в альянс как бы не глядя. Для них Христос, вера, православная догматика занимают второстепенное положение. Поэтому и возможны такие немыслимые конкордаты: раскольников, русских националистов, русских католиков, православных монархистов.

На самом деле любой православный человек, живущий в Церкви, - патриот. Он любит свое Отечество, потому что земное Отечество есть образ Небесного Отечества. И защищать свое земное Отечество - если понадобится с оружием в руках - необходимо. Тем более словом надо защищать Церковь и Отечество против врагов, которых сейчас немало. Православный патриот обязан это делать! Я не думаю, что патриотическая деятельность сама по себе греховна. Но нельзя переходить какие-то границы. "Все неумеренное - от беса", - сказал преподобный Пимен Великий.

Настоящее патриотическое движение может и должно существовать, но все-таки основано оно должно быть на позициях церковности. Вообще, жизнь по Евангелию, изучение православного вероучения, творений Святых Отцов Православной Церкви, русской истории - все это, конечно, необходимо патриоту. Это и будет истинный патриотизм!

А явление русских патриотов-католиков, да еще монархистов - это какой-то странный суррогат. Ведь католицизм - это западная религия и идеология, которая на протяжении многих веков боролась с устоями русской православной жизни и сделала немало для того, чтобы подчинить себе Русскую Церковь.

Католицизм внес свою лепту в расшатывание Российской Империи как государства. Когда большевики уничтожали Православную Церковь в России, католические деятели говорили о "религиозной миссии большевизма", расчищающего путь для перехода русского народа под омофор римского папы. Как они теперь могут радеть за русскую идею? Это то же самое, что уния, которая только имеет вид Православия, а на самом деле - католицизм. Так же и здесь - создается только вид заботы об Отечестве. Скорее всего, это некий очередной троянский конь. Может быть, рядовые члены этого движения искренне заблуждаются и не понимают этого. Но руководители его, думаю, понимают, что делают.

- Может быть, эти русские националисты-католики просто западники?

- Еще раз повторю, никогда Запад и католицизм ничего хорошего России не желали, история это показывает. И сейчас Запад тоже не желает возрождения Православной Церкви и Российской Империи, ему нужна "прозападная Россия", член Совета Европы и НАТО, полностью зависящая от США.

Если же мы как государство воспримем неправильный взгляд на вещи - в политике, в экономике, культуре, а главное, в религии, в области нравственности, то Россия не сможет быть православной. Она будет католической, мусульманской, западной, какой угодно, но не будет иметь никакого отношения к Святой Руси, потому что преемственность будет потеряна.

Господь и сохранил нас - хотя кто только не пытался нас уничтожить! - потому, что, несмотря на господствующую идеологию безбожия, несмотря на то, что большинство храмов было разрушено, русский народ все-таки сохранил христианскую православную нравственность, не потерял Православие как религию, подобно западным народам, которые сами себя называют "постхристианским обществом".

Можно ли молиться о умерших некрещеными?

- Часто спрашивают: как молиться дома за некрещеного умершего родственника? Можно ли читать канон мученику Уару?

- За умершего некрещеным молиться можно, потому что никто не имеет права лишать утешения человека, потерявшего родственника. Но в храме молиться за некрещеного нельзя, это можно делать только дома, вероятно, своими словами прося об облегчении его загробной участи. Потому что, согласно учению Церкви, без Крещения спастись невозможно. Евангелие говорит: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царство небесное (Ин. 3, 5). Все святые однозначно понимают эти слова как указание на Таинство Крещения.

Относительно мученика Уара можно сказать следующее: "учение" о том, что он вымаливает некрещеных и они спасаются - это самая настоящая ересь! Ввел ее в обиход митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), который сам был человеком сомнительных взглядов, сторонником обновленчества, католичества и экуменизма; неслучайно, и умер он позорно - на приеме у римского папы.

В Минее за октябрь под 19 числом есть служба мученику Уару, которой пользуется за богослужением вся Православная Вселенская Церковь, и там нет ни слова о молитве за некрещеных. Однако после этой службы помещена иная, составленная митрополитом Никодимом (Ротовым), в которой и появляется это новшество. Она называется "Служба св. мученику Уару, иже о некрещеных родителех Клеопатры умоли".