Духовная жизнь начинается с покаяния

Когда человек кается, стяжает смирение, он начинает видеть себя грешным и понимать значение крестной Жертвы Спасителя. Она начинает ему усваиваться, потому что он начинает исполнять евангельские заповеди. Гордый же этого не понимает, считая себя праведником. Но пока человек приписывает себе какую-то правду, эта мнимая правда закрывает крестную Жертву Спасителя. Нельзя спастись своими делами, ибо все наши дела, вся наша правда пред Богом - ничто!

Однако некоторые "гуманисты" этого не понимают, поэтому и допускают, ради мнимого человеколюбия, спасение вне Креста Христова и - что то же самое - вне Крещения, и никак не могут вместить, что вне Крещения, то есть вне Церкви, нет спасения.

В ином случае, ибо порой поведение кого-либо внешне выглядит вполне благочестивым, а на самом деле человеком руководят тщеславие или какие-либо порочные побуждения. На Страшном Суде сразу будет понятно: кто праведник, а кто грешник. Земной жизни вполне достаточно для того, чтобы определиться: быть с Богом или без Бога, то есть с дьяволом, - никакого третьего пути нет.

«Помышляю день Судный»

- Батюшка, а теперь хотелось бы задать вопрос о Страшном Суде. Как он будет проходить? Ведь можно посчитать, что если судить только тех, кто живет сегодня, - 5 миллиардов человек, - и на каждого потратить хотя бы 10 минут, то Суд будет длиться 10 тысяч лет.

- Бог будет всех судить одновременно. Мало того, Он уже судит. Господь говорит в Евангелии: Слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день (Ин. 12, 48). На Страшном Суде не потребуется вызывать каждого, там не будет заседателей, прокуроров и адвокатов. В каждом есть совесть, и ею человек либо осужден, либо помилован, а на Страшном Суде все вскроется. Как говорят богослужебные тексты, "откроются книги совестные", то есть совесть каждого человека окончательно произнесет суд: налево он пойдет или направо, с козлищами будет или с овцами Господними (см. Мф. 25, 34-43).

Книги совести сразу покажут, как и для чего жил человек, обнаружатся даже тайные движения его души, которые им руководили в том или ином случае, ибо порой поведение кого-либо внешне выглядит вполне благочестивым, а на самом деле человеком руководят тщеславие или какие-либо порочные побуждения. На Страшном Суде сразу будет понятно: кто праведник, а кто грешник. Земной жизни вполне достаточно для того, чтобы определиться: быть с Богом или без Бога, то есть с дьяволом, - никакого третьего пути нет.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) замечает, что на Страшном Суде грешники будут считать себя праведниками, будут постоянно оправдываться и доказывать, что делали так, потому что по-другому было нельзя, и этим самооправданием себя осудят. А праведники, наоборот, признают себя грешниками, недостойными ни рая, ни Божией благодати, негодными исполнителями евангельских повелений, и это блаженное самоосуждение их спасет.

Некоторые не очень разумные люди пытались определить размеры ада. Они слышали, что он под землей, и стали считать, сколько миллиардов человек там сейчас живет, сколько еще будет жить, и, по их расчетам, все туда не поместятся. Но они забыли, что душа человека - это духовная субстанция, она никем пока не измерена и вряд ли вообще может быть измерена.

Ад - это тоже духовная субстанция. Если принять теорию относительности Эйнштейна о множественности миров, то ад находится в одном из миров; под землей или не под землей, над нами, под нами - мы этого не знаем. Есть многие вещи,

которые современной науке пока неизвестны, а ко времени Страшного Суда, наверное, наука уже откроет все, что нужно открыть, и мы узнаем то, что должны знать.

- Христос говорил: "Верующий в Сына Божия не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3, 18). Что здесь имеется в виду: мытарства или уже Страшный Суд?

- Церковь учит, что существует первый частный суд после смерти, когда решается, куда идет душа: в ад или в рай. В рай идут праведные души. Они свободно проходят мытарства и Ангелы возносят их в рай.

Души грешников на одном из мытарств претыкаются: выясняется, что грехов, которые на данном мытарстве истязуются, больше, чем добрых дел, которыми человек мог искупить совершенное им зло, и покаяния в этих грехах принесено не было. Душа низводится в ад, но оттуда она может быть выведена по молитвам Церкви, если человек был верующим, каялся, сожалел о грехах и есть на земле люди, которые о нем помнят, молятся, для которых он дорог.