Духовная жизнь начинается с покаяния

- Для христиан значение этого праздника - одно, для людей, еще нецерковных, - другое. Для чего Спаситель явился в мир? Для того, чтобы проповедать Свое учение, показать путь ко спасению и при этом всех призвать к нему. Поэтому для язычников, для людей, живущих вне ограды Церкви, это указание истинной веры. Через Рождество Христово для всех людей открывается единая истина. Господь сказал: Я есмь Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Именно эту христианскую истину, веру в Триединого Бога, должны познать язычники, чтобы встать на путь спасения.

Для христиан, для тех, кто родился в Церкви, то есть родился от христианских родителей или сам пришел к вере в Бога, этот праздник имеет более глубокое значение: мы познали Господа, стали членами Его Церкви, мы приняты Господом в общение через молитву и участие в Таинствах.

Ветхозаветные люди жили праведно, а Спасителя не было. Чем они жили? Верой в грядущего Мессию, они знали, что Господь родится, придет и совершит их искупление, но, поскольку Он еще не родился, их ждал ад. И вот Господь родился, пострадал, воскрес, сошел во ад и вывел их оттуда, совершилось спасение и для ветхозаветных праведников. Мы же рождаемся в этот мир в радости, что спасение совершено, нам только остается усвоить себе крестный подвиг Спасителя путем делания евангельских заповедей.

- Отец Сергий, а каково, если можно так сказать, "практическое" значение Рождества Христова?

- Если бы мы были сейчас язычниками, в чем состояла бы наша жизнь? Наверное, мы собирали бы богатство, искали бы почестей, чинов, славы, предавались различным удовольствиям и так далее. Может быть, кто-то из нас искал бы истину, но если бы истина не открылась нам во Христе, то мы обращались бы к лжеучениям. Их бесконечное множество, причем появляются они постоянно: дьявол, чтобы не устареть, сочиняет все новые и новые учения. Возможно, мы нашли бы для себя какую-нибудь лжерелигию и погубили бы свою душу. Ведь ни одна лжерелигия не дает ответа на самые насущные вопросы человеческой души. Экуменизм, иноверие, злославие, то есть ересь, не могут напитать душу, потому что предлагают суррогат, о чем мы уже говорили. Только истина может напитать душу, а истина одна - Бог.

Душа, сотворенная Богом, создана для единого Бога, для жизни в Боге и служения Ему, для того, чтобы она питалась Словом Божиим, истиной, молитвой, Таинствами, благодатью Божией. И, благодаря Рождеству Христову, мы получили такую возможность. "Практических" плодов пришествия в мир Спасителя много, и одним из них является святость, то есть духовное совершенство.

Святой человек - это человек, достигший совершенства именно в духовной жизни и, конечно, стяжавший благодатные дарования; это новая во Христе тварь. Но святые никогда не появляются сами по себе, и их святость не бывает результатом только аскетического подвига. Это всегда еще дело Божией благодати, и каждый святой - это чудо Божие. Святых много, и все они очень разные. Тот или иной святой является в конкретном месте, в конкретное время не просто так. Господь воздвигает его с определенной целью. Именно благодаря пришествию в мир Спасителя, мы получили возможность вступить в духовное общение со святыми.

Также один из "практических" плодов святости для нас - это отеческие творения, отеческое богословие, которое положено в основу Церкви.

Священное Предание, которое дали нам Святые Отцы, учит нас, как правильно понимать Евангелие, жить по нему, применять его к конкретным случаям жизни. В этом смысле святоотеческие писания незаменимы.

- Объясните, пожалуйста, почему Господа нашего все-таки назвали Иисусом, тогда как в книге пророка Исаии сказано: "Нарекут имя Ему Эммануил" (Ис. 7, 14).

- В Ветхом Завете Бог имеет много имен: Сущий, Аденаи, Иегова, - они отражают Его различные свойства. Поэтому и в том, о чем Вы спрашиваете, нет никакого противоречия. Имя Эммануил означает "с нами Бог". Это было древнее пророчество, которое раскрывало внутреннюю суть события. А Иисус - имя Богочеловека.

- Наверное, в пророчестве не может быть все сказано буквально.

- Бог должен явиться среди людей - вот в чем был смысл этого пророчества. Одно дело - Бог на небе, где-то далеко, а другое дело - Бог, принявший человеческую плоть, живущий среди людей, вкушающий вместе с ними пищу, называющий их Своими друзьями.

- Батюшка, а чему, например, нас может научить первый великий праздник, который следует за Пасхой, - Вознесение?