Духовная жизнь начинается с покаяния

Так и многие не хотят слушать своей совести и прячут голову и сердце в песок этой жизни. Потому что заповеди Божии, вера в Бога обязывают ко многому, и прежде всего к борьбе со своими похотями и страстями, а люди этого не хотят, ибо они привыкли жить по похотям и страстям, им это нравится. Когда им говорят: "Остановись, безумец, это погубит тебя, заболеешь, и в земной жизни будешь терпеть скорби и недуги, и потом будешь иметь вечную муку", - он будто не слышит и как заколдованный, как кролик под взглядом удава, идет вслед за своими страстями на погибель.

Тем не менее в праздники Божия благодать изливается на весь мир - иногда об этом свидетельствует даже погода, - касаясь сердец ожесточенных людей, чтобы они, увидев радость в христианах, почувствовали ее, задумались о смысле жизни, о том, что, кроме погони за удовольствиями и земных занятий, есть еще другая жизнь.

Я знал семью одного художника, которая расписывала храм, где я был псаломщиком. Сам художник тогда был неверующим. Однажды, когда я уже жил в монастыре, мне сказали, что он приехал и спрашивает меня. Я только что причастился и испытывал радость после Причастия; в таком состоянии я и вышел к нему. Он посмотрел на меня и сказал: "Отец Сергий, я думаю, Вы радуетесь не потому, что меня увидели, у Вас какая-то другая радость". То есть он почувствовал мою радость, радость Причастия, и думаю, это тоже было свидетельством ему о Боге.

- Можно ли каким-то образом помочь нашим ближним в праздники, чтобы эта благодать и на них подействовала?

- Прежде всего нужно поздравить их - даже если они не очень верующие - с праздником, чтобы лишний раз напомнить о нем. Нужно рассказать им что-нибудь о празднике, если им это интересно, а тем, кто не считает себя атеистом и причисляет себя к православным, может быть, предложить пойти в храм поставить свечку. Ведь часто человек заходит в храм, желая только поставить свечку, а его вдруг касается что-то, чего он не может объяснить. Каждого из нас когда-то что-то коснулось: слово, событие, книга...

- Мы знаем, что вера от Бога. Наш Спаситель говорит: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец Небесный, пославший Меня" (Ин. 6, 44). Можем ли мы думать о тех, кто не хо-чет обратиться к Богу и прийти в храм, что на это нет воли Божией?

- Отец Никон (Воробьев) говорит, что не в нашей воле верить, все - в воле Божией, мы можем только желать верить, искать Бога, а дальше Господь может открыться, а может и не открыться. Святые Отцы объясняют приведенные Вами слова Господа так: Он привлекает тех, о ком провидит, что эти люди отзовутся, ответят на Его призыв.

Господь любит всех, и воля Божия - в том, чтобы всем спастись и прийти в познание истины (1 Тим. 2, 4). Но далеко не все этого хотят. Господь никому не навязывает Себя, Своего учения. Если Он заранее провидит, что человек не примет этого учения, то не откроется ему.

Тогда человек вместо Православия находит различные суррогаты и начинает веровать в Будду, или в Магомета, или становится еретиком: католиком, протестантом, сектантом. Господь это попускает. Ибо есть то, чего Господь хочет, на что есть Его воля, а есть то, чего Господь не хочет, но что попускает. И когда Он провидит, что человек не будет жить по Евангелию, не будет творить плоды добра, то не попускает ему стать православным.

Сколько людей называют себя православными, а на самом деле только позорят звание христианина, бесчестят христианство и Христа своим поведением. Если бы все были такими "право-славными" и так себя вели, то Церковь давно уже перестала бы существовать и немногие оставшиеся в ней праведники просто погибли бы среди этих фарисеев, потому что как Господь был гоним фарисеями, так и праведники всегда были гонимы фарисеями.

Если же Господь провидит, что человек принесет достойные плоды, то приводит его в Церковь и ведет путем спасения.

- Отец Сергий, а как правильно исполнять заповедь "всегдарадоваться", если в Священном Писании есть еще и такие слова: "Грех мой всегда предо мною" (Пс. 50, 5). И вообще, как стяжать духовную радость? Зависит ли это только от Бога или и от человека тоже?

- Дословно у апостола Павла сказано: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 16 - 17).

Радость бывает тогда, когда человек занят аскетическим, молитвенным или другим трудом. Молиться в отрыве от делания других заповедей невозможно. Например, молитва без поста не очень действенна. Есть заповеди блаженства: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны милостивые и т. д. (см. Мф. 5, 3 - 11). Человек трудится, чтобы творить милостыню, и Господь дает ему радость, блаженство.