Духовная жизнь начинается с покаяния

Благодать Божия освобождает душу от греха, и в душе, которая была закрыта тучами греха начинает сиять солнышко Божией радости. В лукавую душу не войдет премудрость, - говорит ветхозаветный пророк (Прем. 1, 4), т. е. для того, чтобы в сердце человека вошла Божия благодать, оно должно быть чисто: блаженны чистые сердцем, ибо ониувидят Бога (Мф. 5, 8) - и только они.

Пасхальной радостью, о которой мы говорили, венчается духовный подвиг Четыредесятницы и Страстной седмицы, подвиг поста, борьбы со страстями. Это как венец, который получили мудрые девы (см. Мф. 25, 1 - 10), т. е. те девы, которые исполнили заповеди Божии.

Итак, духовная радость несомненно, бывает от Духа Святаго, ибо всякий дар совершенный нисходит свыше (Иак. 1, 17), но ее надо стяжать, поэтому если мы хотим исполнить заповедь всегда радуйтесь, мы должны стараться исполнить все заповеди, предшествующие ей, т. е. вообще все заповеди Евангелия. От Бога - венец, награда, но от человека - произволение, вера, праведная жизнь, делание заповедей, духовный труд.

И если мы не радеем об исполнении заповедей или прямо их преступаем, то радость от нас отходит. В той мере, насколько мы исполняем заповеди Божии, настолько мы живем в благодати, на-столько вступаем в духовную область, а одна из сторон духовной области - плод духовный, который по словам апостола, есть любовь, радость, мир(Гал. 5, 22).

- Батюшка, а не означает ли заповедь "всегда радуйтесь" также и то, что христианин должен быть всегда бодрым, деятельным, не предаваться унынию и печали?

- Да, означает. Действительно, христианство есть религия радости, а не печальных унылых людей. Мы говорили уже о том, что даже само покаяние есть радостотворный плач. По словам преподобного Иоанна Лествичника, как в сотах скрывается мед, так в покаянном плаче печали скрывается радость. Отсюда мы видим, что это не естественная человеческая печаль, а особая, благодатная печаль, и то, что по виду печально, на самом деле проникнуто радостью.

Но с печалью житейской, которая многих убила (Сир. 30, 25), нужно бороться, т. е. нужно прогонять от себя помыслы печали как грех. Например, нас кто-то, как нам кажется, несправедливо обидел. Но нам нельзя предаваться печали, нужно признать ее грехом и вступить с ней в борьбу. Ведь мы обижаемся настолько, насколько задето наше тщеславие и самолюбие. Если мы это поймем, то успокоимся, осознаем, что люди - всего лишь орудия Промысла Божия, которыми Бог обличает наши грехи. Надо бороться со страстью печали, об этом немало написано в творениях Святых Отцов. Как совместить покаяние с праздничной радостью?

- Дни праздников - это дни радости и благодарения. В эти дни - а по уставу даже с вечера пятницы, под субботу, - земные поклоны заменены поясными, поскольку земной поклон символизирует падение человека, его покаяние и восстание. Сейчас на Троицу обычно сразу после Литургии служится вечерня, на которой читают коленопреклоненные молитвы. В древности же, когда люди были крепче, эту вечерню служили именно вечером, когда уже начинался другой богослужебный день, и, таким образом, в самый день праздника колен не преклоняли.

Древние христиане были достойны радости и на Пасху, и в дни Святой Пятидесятницы; они старались заслужить эту радость Великим постом, самоотверженным служением Богу. Многие из них были святы: недаром Священное Писание и апостольские Послания именуют святыми всех христиан, к которым обращаются (см. Рим. 1, 7; 1 Кор. 1, 2).

Но так как мы люди грешные, то какой бы праздник ни был - Пасха, Рождество, Троица или другие - всегда нужно помнить о своих грехах, сознавать свое недостоинство и понимать, что эти праздники и воскресные дни даются Богом как бы авансом. Нужно всегда думать так: Господь ждет от меня раскаяния и дает мне ощутить радость праздника в надежде на то, что я когда-нибудь стану достойным этой радости, войду в покой Божий, в вечную жизнь приготовленным к ней, а сейчас я пока недостоин, поэтому вместе с радостью воздыхаю и о своей греховности.

В статье святителя Игнатия (Брянчанинова) "Христианский пастырь и христианин-художник", написанной им для М.И.Глинки,* сказано, что пока человек на земле, какой бы ни был праздник, какая бы ни была радость, все равно он, поскольку находится под властью греха, не может радоваться в полной мере. Вся земная жизнь проникнута покаянием, а все праздники на земле - некий залог того, что будет в небесном царстве.

Итак, с одной стороны, мы не можем жить только страданиями, печалью, человеческая природа этого не выдержит, с другой стороны, праздники - это залог радости будущего века. Хотя и говорится, что в воскресный день вся тварь ликует, празднует и веселится, но ликуют праведники, а мы должны всегда помнить о том, что мы грешники, что мы спасены великой ценой - страданиями и смертью Спасителя.

В одном из патериков повествуется о том, что однажды на Пасху ученик прп. Пахомия Великого приготовил пищу с елеем, принес ему, а тот ударил себя и сказал: "Мой Спаситель распялся на Кресте, а я буду вкушать пищу с елеем?" И проплакал всю Пасху.

* Статья эта не вошла в собрание творений. Ее можно прочитать в книге "Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского". М, 2002. С. 185 - 191.