Духовная жизнь начинается с покаяния

Семя, упавшее на камень, означает, что человек, услышав Слово, начал его исполнять, и это даже дало некоторый росточек, но, поскольку начались беды, скорби, несчастья, человек не смог правильно к ним отнестись, по своей гордости не смог смириться, стал роптать и тоже оставил жизнь по заповедям. В результате, тот росточек засох и увял, и человек опять-таки, может быть, чуть-чуть прикоснувшись к какой-то радости, тут же ее потерял.

Семя, упавшее в терние, означает, что Слово также дало свои ростки, то есть человек начал проводить жизнь по заповедям, но печали века сего, заботы, как говорит притча, похитили его (это Слово), и, естественно, человек лишился радости.

Бывает, например, так. Причастится человек в храме, и все хорошо: он благодарен Богу, и радость благодатная веет в его сердце. Но вот он вышел из храма, зашел в один магазинчик, в другой, потом на базар, где-то поругался, где-то ему сдачи недодали, в троллейбусе на ногу кто-то наступил, и вот он приезжает домой и даже не помнит, что причастился; о духовной радости даже нечего и говорить. Вот наша беда. Тогда, когда семя посеяно на благодатной земле, оно дало плод. То есть когда человек сердцем добрым и благим принимает Слово, он приносит плод в терпении (Лк. 8, 15). Ведь вообще христианство, духовный подвиг - это не какие-то героические, заметные поступки, которые тут же привлекают внимание. Нет, это незаметная ежедневная рутинная работа над собой, работа сердца, которую видит один Бог и о которой знает только тот, кто ее совершает.

Плод нужно приносить в терпении. Это означает скорби, труды. Как мы уже говорили, Господь дает радость в качестве залога вечной жизни, чтобы мы не ослабели, не впали в уныние, не потеряли веру и надежду на воздаяние. Но вообще, на земле нам заповедано больше трудиться и тер-петь скорби, нам обещан не радостный путь, а тернистый и тесный (см. Мф. 7, 13, 14). Но человек, который с решимостью встал на этот путь и идет по нему, укрепляется, и его посещает и духовная радость.

- Может ли лукавый стимулировать духовную радость? Дело в том, что во время молитвы я очень часто испытываю большую радость, душевный мир.

- Еще как может стимулировать. Он все может стимулировать. По Святым Отцам, лишь истинное смирение дьявол не может подделать, хотя внешние его признаки - может. И у фарисеев были не-которые признаки смирения, но внутри ничего похожего на смирение не было. Святитель Тихон Задонский говорит, что люди могут выглядеть смиренными, но настоящее внутреннее смирение дьяволу недоступно. Он большой враг смирения, поэтому никогда не будет его подделывать, а вот радость, удовольствие - очень даже может.

Существует такое понятие - прелесть. Я советую почитать об этом в первом томе "Аскетических опытов" святителя Игнатия (Брянчанинова).3 Там как раз говорится о том, как она возникает и развивается.

Любое ожидание радости, благодати чревато тем, что человек действительно попадает в узы прелести. Дьявол очень тонко действует и через тщеславие, и через блудные страсти, а человек думает, что это действие благодати. Поэтому надо быть очень осторожным со всякой радостью. Преподобный Иоанн Лествичник дал нам универсальное правило: "Отвергай находящую радость рукою смирения, чтобы тебе не принять вместо пастыря волка и не погибнуть".

- Есть ли такой духовный закон, что за утешением обязательно должна следовать скорбь?

- Я не думаю, что за утешением должна следовать скорбь. К духовной жизни нужно подходить по-другому. Это у католиков так: заработал себе грехи - получи. У нас не так. Сказано, что не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34) - заслуженно или незаслуженно, а по милости Своей.

Действительно, у прп. Исаака Сирина есть такое высказывание, что благодати Божией либо предшествуют, либо последуют искушения. Они

приходят не потому, что благодаря им мы как бы зарабатываем благодать: это не так. Мы можем быть недостойными ее, можем, получив ее, не вместить или превознестись, что бывает очень часто. У нас начинают появляться мысли, что мы заработали ее, заслужили, как будто она пришла к нам не по милости Божией, а мы стяжали ее своими трудами. За это она отходит от нас, а Господь посылает нам скорби, чтобы мы научились смиренно думать о себе.

3. Творения святителя Игнатия. Т. I. М, 1996. О молитве Иисусовой. Отдел второй. О прелести. С. 230 - 259.

О различии праздников мирских и церковных