Духовная жизнь начинается с покаяния

- А как можно технически решить этот вопрос, когда причастников очень много?

- В 1909 году, на первом Съезде монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре, был поднят вопрос о том, как исповедовать десятки тысяч человек, которые съезжаются в обители на праздники, и хотят причаститься. Было принято постановление о том, что надо начинать исповедь заранее, за несколько дней до праздника.

Как правило, когда служат несколько священников, то причащают из нескольких Чаш, это тоже ускоряет Причастие. В то же время мы знаем, что у св.прав. Иоанна Кронштадтского причащалось по несколько тысяч человек, и Причастие иногда длилось по пять часов, и никто этим не смущался, не соблазнялся, никто ничего не запрещал. О полноте благодатной жизни можно говорить именно тогда, когда человек приступает к Чаше.

Я не сторонник слишком частого Причащения, ежедневного или несколько раз в неделю. Святитель Феофан (Затворник) говорит, что от слишком частого Причащения следует неблагоговейное отношение к Таинству. Хотя это очень индивидуально. Но, повторю, на такие великие праздники, как Рождество, Пасха, Троица, я считаю, каждый должен причаститься.

- А как быть, если кажется, что ты недостоин причащаться на Пасху - в такой великий день?

- Я с этим не согласен. Святитель Иннокентий Московский говорит, что никто из нас никогда во-обще не может быть достоин Святыни. И поэтому нужно приступать к Святой Чаше как больной приходит к врачу. Нужно подготовиться, попоститься, поговеть, поисповедоваться и приступать к Святому Причащению с полным осознанием своей греховности, с верой, что Господь придет и исцелит нас. И почему нельзя это делать в Пасхальную ночь?

Повнимательней вслушайтесь в "Слово" святителя Иоанна Златоуста, которое читается в Пасхальную ночь. Он призывает всех к пасхальной радости и говорит: "Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза исполнена: насладитесь все. Телец упитанный, да никто не изыдет алчущим". Относительно непостившихся, не знаю, ведь есть каноны Церкви, но, тем не менее, святитель приглашает именно к принятию святыни Причащения, иначе что-то было бы недоговорено. И Святитель Феофан Затворник советует причащаться на праздничных службах. Никто из Святых Отцов не говорит о том, что нужно себя считать недостойным причащаться на Пасху.

С другой стороны, конечно, ночную службу далеко не всякий может выдержать, кому-то бывает тяжело. Многие причащаются в Великий Четверг, когда воспоминается установление Таинства Евхаристии, и считают, что в этом случае на Пасху причащаться слишком рано, поскольку прошло всего несколько дней, и они не готовы причащаться так часто. Это немного другое дело. Но все-таки, повторю, полнота праздника, на мой взгляд, возможна, только когда человек причащается.

- Батюшка, а что бы Вы могли сказать о Причастии в праздники тех, кто работает в храме?

- Я решительно не согласен с теми, кто говорит, будто во время праздника нельзя причащаться, потому что человек чем-то занят. Господь многого не требует от того, кто исполняет послушание при храме. Он видит, что это необходимые труды, они заменяют даже молитву. Если внимательно, с молитвой совершать свой труд и стараться участвовать в богослужении, не впадая в суету и беготню, вполне можно причаститься. Например, в нашем храме во время чтения Евангелия, "Херувимской" и Евхаристического канона никто не ходит, не собирает деньги и т. п., стоит полная тишина, даже свечи не продают в свечном ящике.

Приведу пример из моей практики. В 1991 году, в день столетия со дня смерти преподобного Амвросия Оптинского, в Оптиной пустыни было около тысячи причастников. Я проходил там тогда послушание пономаря. Мы готовили, наверное, несколько ведер запивки, тем не менее, я счел возможным и нужным причаститься: служилось несколько Литургий, и на одной из них я причастился, а на другой исполнял свои обязанности.

Кроме того, можно всегда найти человека, который вас подменит на время, пока вы будите причащаться. Например, если вам нужно давать запивку, найдите того, кто, пока вы будете причащаться, даст ее вместо вас, а потом продолжайте исполнять свое послушание. Господь поможет. Да,действительно, в день Причастия от нас требуется сугубый подвиг сохранения внимания; но такое рассуждение: в праздник не причащаться, потому что дел много, - я считаю, бесовским искушением. Раньше христиане причащались на всех службах и считали это нормальным, хотя и народу было немало, и обязанности у них были те же самые.

Что же тогда делать пастырю, который, кроме того, что служит, еще должен и исповедовать перед Литургией или после "Отче наш"? А там такого наслушаешься... Но, как священник, я обязан и исповедовать, и причащаться, и не вижу никакого неудобства в том, что исполняю свой долг.

- А если человек во время Литургии стоял за "ящиком", как быть в таком случае? В день, когда причащаешься, лучше не работать за "ящиком"?