Духовная жизнь начинается с покаяния

Человек становится твердым христианином, добродетели являются прочным основанием его жизни, у него крепкая вера, на него можно положиться. Личность состоялась, она украшена добродетелями, что-то свое принесла в мир, воплотила в себе Евангелие, украсилась им. Это индивидуальность, подобной которой не было в предыдущих поколениях человечества, на которой Господь начертал что-то особенное.

- Значит, добродетели преображают человека?

- Добродетели - это жизнь души. Христианин постоянно ими живет, и любая добродетель доставляет блаженство, доставляет радость душе. Самая большая радость - когда у человека есть добродетели. Душа его жива. Она переходит от одного духовного ощущения к другому, от одного переживания добродетели к другому. Любому христианину добродетели присущи в разной мере, - но все добродетели присущи, одна в большей, другая в меньшей степени, в одном человеке они проявляются так, в другом - иначе. Но все они радуют и оживотворяют душу.

Когда действует грех, человек как бы опьяняется им и засыпает. При этом добродетели живы, но как бы заглушаются им. Грех действует через плоть; плотские ощущения более сильные и грубые, поэтому они заглушают ощущения духовные. Но добродетели все равно живы, особенно если человек борется с грехом. Когда душа поддается смертному греху, она начинает постепенно умирать, благодать ее оставляет, добродетели умаляются. Но после совершения греха человек может принести покаяние, и тогда добродетели будут постоянно умножаться, а вместе с ними - и блаженство души, потому что душа через них приближается к Богу.

Добродетели - это качества души, облагодетельствованной, оживленной Святым Духом, их Источник - Бог. В падшем состоянии душа также имеет понятие о добродетели, хотя и смутное, поскольку душа есть образ Божий, и - мы упоминали уже эти слова Тертуллиана - по природе она христианка. Но для того, чтобы добродетели в ней восстановились, необходимо, во-первых, православное Крещение и участие в Таинствах, то есть постоянное обновление души благодатью, а во-вторых, жизнь по Евангелию. Чем больше душа приближается к Богу, тем больше она начинает отражать добродетели как Божии свойства. Чем она чище, тем ярче то, что она отражает. Чтобы что-то отразить, нужно это в себя впитать. Чем ближе к солнцу, тем горячее; чем ближе душа к Богу, тем больше у нее различных добродетелей и тем в большей степени она преображается. Но Бог бес-конечен, и путь души к Богу бесконечен, а значит, умножение добродетелей бесконечно. Бесконечно и блаженство, приобретенное душой в Боге.

- Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н. Мотовиловым говорил о том, что цель христианской жизни - стяжать благодать Святого Духа, и когда ее нет, то это ненормально и надо пытаться ее приобрести. Когда я стою в Церкви, то все время об этом думаю, и поэтому даже не могу молиться.

- Первый признак помыслов не от Бога - когда человек во время богослужения занимается ими и не молится. Есть время молитвы и время размышления над чем-то. В храме нужно молиться и любые помыслы нужно отгонять. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что если во время молитвы нам "придет" даже толкование Священного Писания, то это бес толкует, нужно прогонять эти размышления.

Но поскольку все-таки вопрос поставлен, причем вопрос серьезный, постараюсь на него ответить. В нашей жизни есть задачи стратегические и тактические, т. е. задачи грандиозные и такие, которые обозначают то, что нужно сделать сегодня. Стяжание благодати Духа Святаго - это стратегическая задача. Преподобный Серафим повторяет учение Святых Отцов древности, особенно прп. Макария Великого, который во всех своих "Беседах" говорит о том, что цель жизни христианина есть стяжание и раскрытие благодати.

Мы получаем благодать в Таинстве Крещения, которая может начать действовать в нашей жизни видимым образом. В праведных, святых людях, духоносцах - есть такое понятие у святителя Игнатия (Брянчанинова), тоже заимствованное им у древних Отцов, - благодать раскрылась и действовала

видимым образом, т. е. они имели не только добродетели, но уже благодатные дары Духа Святаго.

Но это, как я сказал, стратегическая цель. Пока же мы ставим перед собой более "мелкие" цели - стяжание смирения и, прежде всего, видения своих грехов. Помните, как в Евангелии: Господь шел по водам и вошел в лодку к апостолам, а Петр сказал: Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный (Лк. 5, 8).

Конечно, в наибольшей степени благодать содержится в Святых Христовых Тайнах. Подходить к святому Причащению мы должны, с одной стороны, со страхом Божиим, понимая, что мы грешные и недостойные, с другой стороны, осознавая, что не можем жить без Причащения Святых Таин, что это - потребность нашей души, необходимость, ибо нам нужна благодатная помощь в нашей духовной и даже телесной жизни. Поэтому и говорится: "Со страхом Божиим и верою приступите".

Такое состояние, когда совмещается страх Божий, сознание своего недостоинства и алкание, жажда Святых Тела и Крови Господних, признается правильным для причащающегося. Если в человеке живет что-то одно, то либо он не причащается, считая себя недостойным, причем это может продолжаться годами - такое бесовское искушение описано Святыми Отцами, либо когда нет страха Божия - он причащается очень часто без должной подготовки, так что может причаститься в суд и осуждение. Он хочет получить как можно больше благодати, но ведь главное - смирение.

Нужно не только принять благодать, но и удержать ее в себе.