Духовная жизнь начинается с покаяния

- Лжедуховность - это ложная духовность, то есть, можно сказать, недуховность вовсе. Так бывает, например, когда духовный руководитель не имеет Божиего благословения на свою деятельность или, может быть, раньше имел, а потом по-терял дар духовничества, потому что уклонился от правильного пути жизни.

Ведь прежде чем преподавать человеку духовную жизнь, нужно самому ее узнать; прежде чем учить исполнению евангельских заповедей, нужно самому научиться их исполнять. Если человек раньше исполнял заповеди, а потом впал в нерадение, то и учение его будет таким же, потому что благодать Божия тут же оставляет человека, который не живет по евангельским заповедям. Поэтому лжедуховность - это прелесть, самочиние.

Но виноваты в этом не только сами эти люди, но и те, кто ищет такой духовности. Преподобный Симеон Новый Богослов еще в IX веке писал о том, что лжестарцы и лжедуховники есть потому, что находятся люди, которыми эта лжедуховность востребована.

Человек, который действительно ищет волю Божию, который действительно стремится жить по Евангелию, никогда не удовлетворится учением ложного старца, ни его советами, ни благословениями, но будет искать старца настоящего. Только тогда, когда его найдет, он успокоится. А люди, которые не хотят жить по Евангелию, ищут учителей, которые тешат слух, и им это нравится.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что если новоначальный, по своей неопытности, попадет к ложному старцу и если этот новоначальный сколько-нибудь умен и читает Святых Отцов, то рано или поздно он обязательно поймет, что перед ним лжестарец, и уйдет от него.

Чего мы хотим в духовной жизни, того мы и ищем в духовных руководителях. И Господь нам это посылает. Не надо забывать, что нас спасает Господь и Он посылает нам условия для спасения, в том числе духовных отцов.

- А почему бывает так, что вокруг человека, несомненно, праведного поднимается ажиотаж, рассказывают про него множество сказок, говорят о таких чудесах, которые вызывают не веру, а наоборот - неверие и смущение?

- Я думаю, что дьявол сейчас сменил свою тактику, потому что он совершенствуется во зле, лжи и клевете. Древних подвижников он в основном в глаза нахваливал и распространял о них человеческую славу, а за глаза клеветал на них. В Деяниях апостольских описан случай, когда апостолы при-шли в какое-то место, и бес, который жил в одной отроковице начал кричать: "Это рабы Бога Всевышнего, слушайте их". А поскольку апостолы знали, что от беса никогда ничего хорошего не происходит, они его изгнали. В результате подверглись преследованиям, так как эта отроковица своим прорицанием приносила денежный доход хозяевам, которые теперь его лишились (см. Деян. 16, 16 - 19). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит, что если бы они не изгнали беса, то было бы еще хуже, еще больше скорбей.

Итак, повторю, если раньше дьявол в глаза всячески нахваливал подвижников, а за глаза распространял о них худую молву, то сейчас наоборот: он все время нахваливает подвижников человеческой похвалой за глаза, в результате чего их подлинные подвиги обрастают разными легендами, сказками, и, когда берешь книжку, например, о блаженной Матроне Московской, уже не знаешь, что там правда, а что вымысел. Я очень почитаю эту святую, но ни одного достоверного ее жития мне неизвестно.

Часто бывает так: жил человек святой жизни, о нем написана книга, в которой собрано все, что было и чего не было, поскольку тот, кто составлял эту книгу, был недостаточно духовен для того, чтобы отличить подлинное от выдуманного разными экзальтированными почитателями, и в конце концов, читать такую книгу просто не хочется, так как нет веры в написанное. Лучше взять описания "Подвижников благочестия XVIII - XIX веков" или "Жития святых" свт. Димитрия Ростовского, - там уж точно все подлинно. В результате мы о многих праведниках ничего не знаем и не почитаем их, поскольку для того, чтобы почитать, необходимо знать их настоящую, а не вымышлную жизнь, истинные советы и наставления, которые они давали.

Дьявол делает так именно для того, чтобы подвижники последнего времени оставались в неивестности или к ним не имели бы доверия. Это более тонкая, более изощренная тактика, чем просто клеветать на какого-то святого.

- Я прочитал жизнеописание схимонахини Макарии, которое называется "Избранница Царицы Небесной", и оно вызвало у меня некоторое смущение.

Например, там описывается, как она еще в юности, будучи больным ребенком, сама освящала воду и потом давала эту воду приходящим людям, которые излечивали ей скот. В дальнейшем, духовно возрастая, она стала уже собеседницей Царицы Небесной, причем беседовала как бы уста к устам, и Пресвятая Богородица являлась ей определенным путем через какие-то дверцы, которые были специально для этого покрашены в голубой цвет. И самое интересное, все это написано с ее слов, между тем как известно, что святые старались скрывать свои дарования и чудеса. К этой книге прилагается кассета, на которой, видимо, духовные чада матери Макарии поют духовные песнопения, но ни одного церковного песнопения там нет. Это тоже вызывает смущение, так как похоже на сектантство. Может быть, Вы прокомментируете эту книгу?

- Книгу эту я прочитать не смог, именно по причине обилия чудес, которые сразу же вызвали сомнения. Когда схимонахиня Макария была жива, я о ней слышал, люди, которые у нее бывали, делились своими впечатлениями. И хотя их отзывы были восторженными, у меня это не вызвало подобных чувств, наоборот, породило сильные сомнения, которые, к сожалению, в дальнейшем рассеяны не были. Когда вышла книга, сомнения в подлинности ее духовности укрепились. Наверное, я не имею права давать оценку человеку, которого не знал, но могу высказать свое мнение.