Духовная жизнь начинается с покаяния

С другой стороны, нельзя забывать и о том, что Церковью прославляется и неверие Фомино. В Неделю апостола Фомы поется: "Блаженно неверие Фомино", потому что оно было причиной веры. Да, Господь сказал ему: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29), но при этом исполнил его желание: явился ему и разрешил прикоснуться к Себе. Фома удостоверился в том, что это действительно Господь воскресший, и апостолы через это удостоверились, и мы все укрепились в вере.

Поэтому некоторая осторожность по отношению к мистическим явлениям заповедана нам. Преподобный Иоанн Лествичник, например, пишет, что никогда нельзя верить никаким снам; если даже сон будет от Бога, а мы ему не поверим, то Господь за наше смирение даст нам награду. Другое дело, когда пророку Захарии в святилище явился Ангел Господень, а он ему не поверил и был за это наказан (см. Лк. 1, 11 - 20). В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано, что сны многих прельстили, и правды в них нет, и верящий снам подобен гоняющемуся за ветром (см. Сир. 34, 7, 2).

Таким образом, к чудесам нужно относиться с очень большой осторожностью. С другой стороны, для того, чтобы заявлять во всеуслышание о том, что какой-то известный человек не совсем духовен, что какое-то чудо неподлинно, нужно иметь дерзновение, ведь говорящий так берет на себя ответственность: а вдруг ты чего-то не понимаешь, вдруг ты похулишь Божиего угодника, вдруг похулишь Духа Святаго? Но, как священник, я обязан дать свою оценку, если меня спрашивают, поскольку иначе мы погрязнем в описаниях лжечудес.

Вообще же, в отношении чудес существует замечательное святоотеческое правило: не принимать, но и не отвергать, чтобы под видом чуда не принять бесовские наваждения, с одной стороны, и чтобы не похулить Святаго Духа, с другой стороны.

- И в Священном Писании говорится о ложных чудесах, а первый ложный чудотворец - антихрист.

- Апостол говорит: испытывайте духов, не всякому духу верьте (1 Ин. 4, 1). Конечно, это особый и благодатный дар. Нам же нужно решать, чему верить и чему не верить, где подлинная духовность, где ложная; где настоящее чудо, настоящее проявление Божией благодати, а где лжепроявление. Как сказали Святые Отцы, дьявол - это обезьяна Бога, и чтобы этой обезьяне не поверить и не по-гибнуть, нужно знать отличие настоящего от подложного.

- Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что мы все находимся в прелести. Является ли прелесть смертным грехом?

- Все мы действительно находимся в прелести, но есть разные степени прелести. Преподобный Симеон Новый Богослов имел в виду, что нужно трезво на себя смотреть: мы лишь частично знаем истину, так как частично находимся во мраке страстей: гордости, заблуждении, лжи, - т. е. в прелести. Это нужно понимать. Но это еще не смертный

грех. Самое главное - иметь надежду на спасение, на то, что Господь поможет нам, помилует и спасет.

Но есть и последняя ступень прелести, когда человек почти всецело находится под влиянием демонов, одержим ими, слышит голоса, видит различные видения бесовские или выдуманные и принимает действие страстей за действие благодати. Помочь такому человеку избавиться от прелести может только Сам Господь. Это действительно уже смертный грех - в том смысле, что достаточно трудно освободиться от него, принести в нем покаяние.

В "Добротолюбии" есть очень интересное высказывание прп. Григория Синаита о том, что если Господь попустил впасть в прелесть, то не надо смущаться. Попустил, потому что человеку полезно такое временное падение, чтобы он смирился, понял, что во всем нужно полагаться на Бога. Но как Господь попустил впасть в прелесть, так в одночасье может и вывести из нее.

Во славу Божию

- Отец Сергий, известно, что Господь посылает скорби для нашей духовной пользы. А почему бывает так, что некоторые скорби смиряют душу, а другие озлобляют и приводят к ропоту?

- По словам святителя Иоанна Златоуста, не скорбь есть зло; зло есть наше отношение к скорби. Скорбь есть дар Божий, как говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). Поэтому один человек благодарит за скорби, считает это Божиим посещением, временем особого духовного делания, когда человек собирает все силы, чтобы противостать скорби и нашествию помыслов; другой - сразу раскисает, начинает роптать, обижаться на Бога и на людей. От человека зависит - принять Божий Промысл о себе и даже крест, если Господь посылает, или нет.