Духовная жизнь начинается с покаяния

Один старец, о котором повествуется в "Древнем патерике", сказал, что заповеди заключены в служении ближнему. И когда мы заботимся о ближнем, о его нуждах, алчущих стараемся накормить, жаждущих напоить, всячески помочь окружающим нас людям, сделать для них что-нибудь доброе, то мы это делаем Самому Христу.

Если мы не совершаем дел любви, одной нашей молитвы и поста для спасения недостаточно. Многие, погнавшиеся за молитвенной жизнью, и молитвенниками не стали, и дел милосердия не совершили. И явятся они на Суд Божий как юродивые девы: ни елея милосердия, ни елея добрых дел у них не окажется.

- Добро надо делать во славу Божию. А как узнать, от Бога ли это добро? Ведь зачастую это добро оборачивается злом...

- Конечно, нужно стараться всегда делать людям добро. У христианина должен быть такой навык - жалеть страдающих, помогать, когда кому-то тяжело. Может быть, в тот момент он и не думает, что исполняет заповедь, что делает это ради Христа. Нужно исходить из таких слов апостола Петра: Будьте сострадательны, братолюбивы, милосердны (1 Пет. 3, 8). Нужно иметь настрой всем помочь, всем сделать что-то доброе, но есть ли на это Божия воля, в каждом конкретном случае нужно думать.

В сомнительных случаях нужно посоветоваться и спросить. Например, сейчас много нищих стоит на улицах. Давать ли им деньги? Некоторые считают: да, ибо сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5, 42). Но есть и другие мнения. Многие святые говорили, что тунеядцам помогать не надо. Некоторые считают: "Не нам судить, тунеядец он или нет". Это, конечно, дело не наше, но порой же видно: стоит молодой здоровый парень, от которого перегаром на несколько метров разит. Нужно ли ему что-то давать? Может быть, лучше дать другим, например, многодетной матери.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: мерой твоего послушания да будет твоя совесть, этого с тебя довольно. Добро во славу Божию - то, которое делается по евангельским заповедям и о котором человек имеет извещение, что оно угодно Богу. Поэтому лучше иметь духовного отца, у которого можно спросить, действительно ли наше намерение доброе или это так кажется. Лучше обо всех своих действия советоваться и брать на них благословение.

Не любое добро есть добро, даже в жизни это ясно. Например, вы знаете, что человек - вор, а он просит вам рассказать, где находятся ключи от соседского замка. Вор будет считать это добром, а будет ли это добром по отношению к вашему соседу? Поэтому настоящее добро только то, на которое есть Божия воля.

Есть еще добро падшего естества, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), то есть то, что имеет вид добра, а на самом деле зло, так как не согласно с Божией волей. Это чисто человеческое добро, корыстное, совершаемое по пристрастию, из человекоугодия. Вроде бы человек делает что-то доброе, а на самом деле имеет корыстную мысль, и получается, что никакое это не добро.

- Не противоречит ли христианским ценностям поиск врага вне себя, то есть в других людях, в других национальностях и т.п.?

- Прежде всего, нужно победить зло в себе, для того, чтобы можно было сопротивляться злу, которое находится вне нас. Поэтому мирянин, особенно неофит, должен сосредоточиться на борьбе со своими страстями. Но это не значит, что мы должны всем все прощать. Есть высказывание святите-ля Филарета, митрополита Московского, в котором заключается все учение Церкви о том, как нужно смотреть на внешних врагов: "Люби своих врагов, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими".

С одной стороны, ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6, 29), - говорит нам Евангелие, с другой стороны, мы имеем такой пример из истории Церкви: когда святой равноапостольный Кирилл находился в хазарском каганате, ему пришлось участвовать в споре о вере. Противники выдвинули обвинение: "Вы говорите о любви к ближним, а когда доходит дело до войны, то беретесь за оружие". Святой Кирилл спросил: "Если есть две заповеди, разумно ли будет пренебречь заповедью большей для исполнения заповеди меньшей?" - "Нет, - ответили его собеседники, - наверное, неразумно". "Так вот, - продолжал св. Кирилл, - заповедь возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22, 39) - подразумевает также и то, что, когда нападают иноплеменники, стремящиеся обидеть, ограбить, изнасиловать, убить беззащитных людей, христианский воин должен взять в руки оружие, чтобы защитить их, ибо они пострадают, если он их не защитит. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), - есть и такая заповедь Евангелия. А заповедь о том, что надо подставить левую щеку, когда тебя ударили в правую, касается только личных врагов". И с ним согласились.

Есть замечательная работа русского философа Ивана Александровича Ильина "О сопротивлении злу силой", где представлена идеология всего Белого движения. Думаю, было бы весьма странно, если бы, когда к власти в нашей стране пришли бандиты - большевики, никто не взял бы в руки оружие, чтобы защитить Родину, наши святыни, храмы. Такие люди нашлись - это было Белое движение. Я считаю, что некоторых его деятелей, вождей и воинов стоит причислить к лику святых, потому что они бескорыстно защищали Родину в борьбе против сатанистов - большевиков, и отдали свои жизни за Святую Русь.

Мы имеем много примеров в нашей истории, когда Церковь благословляла взять в руки оружие. Так, преподобный Сергий Радонежский благословил святого благоверного князя Димитрия Донского защищать Отечество от монголо-татар. Еще мы знаем, что позже преподобный Сергий явился в видении Косме Минину и велел собирать ополчение для того, чтобы защитить Россию от католиков-поляков, которые шли разорять ее.

Поэтому защищать ближних - это святое дело христианина.