Духовная жизнь начинается с покаяния

- Когда человек болеет, пост его ослабляется. Когда я был послушником в Псковских Печерах, на Крестопоклонной Неделе Великого поста заболел воспалением легких. Ложиться в больницу очень не хотелось, но настоятель монастыря и мой духовник за послушание велели мне лечь. Я пошел к отцу Иоанну Крестьянкину за благословением, и он мне сказал: "Там кушайте все, потому что, во-первых, в больнице воля не своя, а во-вторых, у Вас болезнь легочная и молочные продукты для Вас - это лекарство".

Я знаю также такой случай: одна девушка была сильно истощена, и архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры, велел ей целый год не поститься: ни в среду, ни в пятницу, ни в другие посты. Она стала соблюдать посты только тогда, когда восстановила здоровье. В больнице нет возможности поститься, там нужно слушаться врачей. Если вам сделают операцию, то ни-какие посты не надо соблюдать, пока не восстановится организм: наоборот, нужно подкреплять его усиленным питанием. Итак, в больнице ешьте все то, что вам будут давать.

- Сегодня после службы я случайно услышала пошлейший разговор, но уйти в тот момент никак не могла. Я молилась за этих людей, молилась за себя, но в итоге расплакалась. Что в таких случаях делать, чтобы не слишком болезненно реагировать на такие вещи?

- Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что после прилежной молитвы нужно ждать искушений, так как бес обязательно постарается отнять ее плоды. Зная такую закономерность, из храма лучше всего, по возможности, сразу идти домой, никуда не заходя, особенно в день Причастия.

Но если вы все-таки попали в искусительную ситуацию, постарайтесь просто не обращать на нее внимания. "Знай себя - и хватит с тебя", - сказал один Оптинский старец. Когда при вас говорят что-то такое, чего вы не хотели бы слышать, надо просто творить Иисусову молитву, и неприятный разговор быстро забудется.

Нужно дать людям право жить так, как они хотят: хотят грешить, ругаться - это их право; Бог дал им свободу, и Он им Судья, а не мы, нам они ничего не должны. Можете уйти - уйдите, не можете уйти - смиряйтесь; живите своей жизнью,

молитесь Богу, просите Его избавить вас от таких ситуаций, только и всего.

А плакать, мне кажется, не стоит. Такая впечатлительность говорит о том, что события внешней жизни вас слишком задевают. Это неправильно. Христианин должен стремиться к "внутрь пребыванию". Это слово часто употребляет в своих письмах о духовной жизни свт. Феофан Затворник. Войдите внутрь себя, ведь сказано: царство Божие внутри вас (Лк. 17, 21). Когда человек пребывает в молитве и размышлениях о Боге, его мало волнует то, что происходит вокруг.

- Я позвонила одной приятельнице, с которой раньше долго дружила (но потом мы расстались), чтобы вернуть ей ее книгу, и первый вопрос, который она мне задала: "Ты все продолжаешь верить в Бога?" Я ответила: "Да". Я чувствую, что у нее какое-то неприязненное чувство ко мне. Как мне правильно с ней разговаривать?

- Ваша приятельница считает, что вы заблуждаетесь, а она живет правильно; что вы лишаете себя радости жизни, а она, наоборот, имеет их много. Поскольку, собственно, больше никаких вопросов вам не задавалось, то что на них и отвечать? "Продолжаешь верить в Бога?" - "Да, продолжаю верить в Бога". И все. Думаю, книгу ей можно вернуть просто молча, а вести с ней какие-то беседы, переубеждать, вступать в споры ни к чему. Священное Писание говорит: Споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны (Тит. 3, 9).

- Можно ли в трудные минуты открывать Евангелие и, вычитывая отдельные стихи, брать их за основу, чтобы решить для себя вопрос о том, как правильно поступить? Не считается ли это гаданием по Евангелию?

- Именно это и считается гаданием по Евангелию. Святые Отцы пишут, что нельзя искать волю Божию гадательно, то есть такой способ запрещен. Но мы знаем из святоотеческих творений, из житий святых, что иногда святые пользовались им в качестве исключения, когда не к кому было обратиться.

В моей жизни был единственный случай, когда я прибегнул к этому способу, и думаю, это помогло мне принять правильное решение. В Оптиной пустыни у меня было послушание - совершать Крещение, и одна женщина привела крестить двух своих четырнадцатилетних детей. Я считаю, что в четырнадцать лет человек перестает быть ребенком и уже должен за себя отвечать, и спросил: "Ребята, вы в Бога верите?" Они говорят: "Нет". Тогда я говорю: "Знаете, я вряд ли смогу вас крестить. А вообще вы хотите креститься?" - "Хотим".

Мне было непонятно, как поступить, но я все-таки счел, что нельзя крестить неверующих, что ребята еще не готовы. Мама, очень огорченная, взяла их за руки и пошла. На меня напало страшное смущение: было чувство, что я что-то не так сделал. Я не знал, как поступить, и, помолившись, открыл Евангелие, потому что советоваться с кем-то было некогда - люди уходили. Мои глаза упали на такую строчку: и не знали, что Ему отвечать (Мк. 14, 40), - то есть они сами не знают, что говорят. Я тут же понял, что нужно делать: догнал их, попросил прощения и окрестил этих ребят, а потом успокоился и порадовался. В данном случае не было ни-какой другой возможности узнать волю Божию.