Духовная жизнь начинается с покаяния

Вот еще отрывок из творений святителя Игнатия, также помогающий определить, как себе устанавливать молитвенное правило: "Келейное правило состоит из известного числа поклонов, известного числа молитв и псалмов, из упражнения молитвою Иисусовою.

Оно назначается для каждого сообразно силам души и тела. Так как эти силы разнообразны в человеках до бесконечности, то и правило предлагается подвижникам в самых различных формах.

Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтобы оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало здоровья и этим не принуждало подвижника отказаться от всякого правила. Оставление молитвенного правила обыкновенно бывает следствием правила, принятого или возложенного превыше сил. Напротив того, умеренное, благоразумное правило остается достоянием инока на всю его жизнь, к концу жизни развивается и умножается как бы естественно, принимая и по наружности, и по внутреннему достоинству характер, соответствующий преуспеянию.

От крепкого и здорового тела требуется при совершении правила большее число поклонов и большее количество молитвословий, а от слабого тела - меньшее. Тела человеческие так различествуют между собою по отношению к крепости, что иные утомляются от тридцати земных поклонов более, нежели другие от трехсот".10

Поэтому одно правило для молодого человека, другое - для пожилого; одно правило для того, кто живет рядом с храмом, другое - для того, от кого храм находится в значительном отдалении; одно правило для одинокого, другое - для семейного.

Все нужно учитывать, и рассудительный человек постарается принять во внимание все обстоятельства и тогда уже определит свое правило, потому что оно должно быть согласовано с внешними условиями.

Начинать нужно с утренних и вечерних молитв, с регулярного посещения храма по праздникам и воскресным дням, то есть нужно быть на всенощном бдении вечером и на Литургии утром, это обязанность христианина. Хорошо, если есть возможность, и в будние дни заходить в храм помолиться, постепенно что-нибудь прибавлять к утреннему и вечернему правилу: канон, поклоны, - и еще, конечно, и новоначальным и преуспевшим нужно непрестанно творить молитву Иисусову, потому что заповедь: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17) - дана всем христианам.

- Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой. Как истинная молитва, так и внимание и умиление суть дары Божии". Но если это дары Божии, то что же зависит от нас?

- Мы должны подвизаться в молитве, чтобы исполнить вышеприведенную заповедь.

Если человек будет подвизаться во внимательной молитве и будет молиться часто, то рано или поздно количество перейдет в качество, явится благодатное внимание, а потом - сочувствие сердца покаянной молитве, то есть умиление и покаянное чувство.

6.Творения святителя Игнатия. Т. I. М. 1996. О молитве. Статья I. С. 140.

7.Творения святителя Игнатия. Т. V. М. 1998. О приготовлении к молитве. С. 96 - 97.

8.Творения святителя Игнатия. Т. V. О приготовлении к молитве. М. 1998. С. 96.

9.Творения святителя Игнатия. Т. I. М. 1996. Чин внимания себе для живущего посреди мира. С. 299.