Духовная жизнь начинается с покаяния

- Готовиться особо не надо, начинайте читать прямо сейчас. Когда рядом никого нет, то читайте вслух, шепотом или беззвучно шевеля губами. Если кто-то есть рядом или если Вы устанете, то читайте про себя, в уме. Нужно стараться читать непрестанно. Правила Иисусовой молитвы: пятисотница, трехсотница - нужны для того, чтобы поддерживать в человеке непрестанную молитву. Дана заповедь о непрестанной молитве, и молитва Иисусова бывает действенна тогда, когда творится именно постоянно.

Старец Александр Гефсиманский говорил, что и три раза сказать молитву Иисусову уже спаси обязательно, тем более - повторять ее постоянно. Непрестанно - это значит, как можно чаще и внимательно.11 Очень важно ничего не представлять в уме: ни Спасителя, ни Божию Матерь, ни иконы, ни рай, ни ад, ни святые места; не допускать никаких мечтаний, ум должен быть безвиден, то есть должен вникать в слова молитвы, говоря: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго", - и так постоянно, чтобы постоянно в нем была эта молитвочка и не было никаких помыслов и мечтаний. Творите ее и старайтесь не оставлять.

Теперь попробую ответить на другой Ваш вопрос. Есть учение Святых Отцов о сердечной молитве. Сердечная молитва - это очень высокое благодатное дарование, и очень редко кто его сподобляется. Преподобный Исаак Сирин говорит, что один из тысяч доходит до Иордана, но только один из нескольких поколений переходит Иордан. То есть высокодуховных степеней молитвенной жизни достигают очень и очень немногие.

Молитва - это образ жизни, ей нужно посвятить всего себя. Для чего люди уходят в монастырь? Именно для молитвенных занятий. Но мало того, чтобы человек сам делал все от него зависящее, еще должна быть на это Божия воля. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), некоторые становятся старцами, но это зависит не только от их постнического и молитвенного подвига, не только от их трудов ради достижения духовного совершенства, но и от воли Божией, от того, благословит ли Бог благодатью старчества или благодатью непрестанной сердечной молитвы.

Новоначальным же нужно только по возможности непрестанно и внимательно молиться, и исполнять заповеди, угождая Богу.

- В письме к одному своему духовному чаду свт. Игнатий (Брянчанинов) советует ему читать молитву мытаря. Можно ли вместе молитвы Иисусовой читать молитву мытаря?

- Святитель Игнатий советовал читать молитву мытаря постоянно, непрестанно. Вообще когда монашество только зарождалось, во исполнение заповеди непрестанно молиться монахи молились разными краткими молитвами, потому что их легче запомнить и можно произносить, не отвлекаясь умом от Бога. Например, прп. Иоанникий Великий молился молитвой, которая сейчас входит в вечернее правило: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе"; некоторые молились молитвой мытаря, но по прошествии нескольких веков наиболее удобной была признана молитва Иисусова. В "Добротолюбии" сказано, что в ней заключено все Евангелие. Кроме того, как говорят Святые Отцы, нет имени, сильнее имени Иисусова. Имя Иисусово изгоняет демонов и освящает человека, когда он молитвенно призывает имя Господа Иисуса Христа, Богочеловека.

- В книге о старце Сампсоне (Сиверсе) написано, что он советовал заканчивать Иисусову молитву по-разному: "помоги", "не оставь", "спаси", "сохрани". Можно ли так делать или надо творить молитву в том виде, в котором она всем известна?

- В "Добротолюбии" написано, что дерево, часто пересаживаемое, не укореняется, поэтому Святые Отцы не советуют часто менять слова Иисусовой молитвы. Когда человек молится одними и те-ми же словами, то молитва начинает сама твориться, - так легче и проще. Когда же он произносит слова то так, то эдак, душа лишается мира, человек начинает думать: что бы еще подставить, что бы еще придумать позаковыристее и в молитве выразить. Таким образом, он не в молитве пребывает, а занят умственным трудом. Поэтому данный совет, мне кажется, не совсем соответствует учению Святых Отцов Православной Церкви.

И надо сказать, что сама личность отца Сампсона вызывает сомнения. Я не могу назвать его лжестарцем, но знаю целый ряд высокодуховных людей, которые считают чтение его книг недушеполезным.

- А когда человек бывает радостным, когда сердце поет, нужно ли понуждать себя на Иисусову молитву?

- Когда сердце поет, молитву Иисусову, может быть, творить не обязательно. Ведь существует множество способов непрестанной молитвы. Святые Отцы говорят, что заповедь о непрестанной молитве человек исполняет и тогда, когда, например, размышляет о Боге, рассказывает кому-то о Нем, ведет благочестивый разговор, читает духовные книги. А по словам преподобного аввы Дорофея, даже размышления о том, как исполнить заповедь, данную духовным отцом, - это тоже память Божия, а память Божия - это и есть непрестанная молитва.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) и некоторые другие Святые Отцы говорят, что смирение есть непрестанная молитва, т. е. когда человек достигает смирения, он находится в таком состоянии, что душа молится непрестанно. В радости мы благодарим Бога, в покаянии просим у Бога прощения, когда нам жалко кого-то из наших близких, мы сопереживаем им, молимся Богу о ниспослании им духовных благ или о прощении их грехов.

- Святые Отцы заповедуют начинать молитву с благодарения Бога, затем переходить к славословию и только после этого - к своим прошениям. Не будет ли нарушением этой заповеди, если человек, проснувшись утром, сразу начнет творить Иисусову молитву, или, находясь в расстроенном состоянии, прежде всего попросит Бога о помощи?