Достоевский о Европе и славянстве

326. Там же, с.193.

327. Там же, с.380-381.

328. Там же, с.381-382.

329. Курсив Достоевского.

330. Курсив Достоевского.

331. Курсив Достоевского.

332. "Дневник писателя", т.XI, с.248-249. Это весьма напоминает совет апостола Павла коринфянам: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1Кор.4:5).

333. "Братья Карамазовы", с.35.

334. Там же, с.23,30.

335. "Идиот", т.VI, с.626. - Аглая не понимает Мышкина, потому что он идеально добр и мудр, и ни капли гордости нет в нем: "Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!.. Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех?" (с.368)

336. Ср.: Митрополит Антоний. "Словарь к творениям Достоевского", с.104.

337. "Братья Карамазовы", с.343.

338. Там же, с.343.

339. Там же, с.344.

340. Там же, с.354-358.

341. Там же, с.353-371.

342. "Сон смешного человека", "Дневник писателя", т.XI, с.137-139.

343. Св. Макарий Великий. "De custodia corolis", 10, P.G., t.34, col.829B.

344. Он же. Homil. XV. Ibid, col.601B.

345. Св. Авва Дорофей. Doctrina XVI, Migne, P.G., t.88, col.1776B.

346. "Братья Карамазовы", с.375.

347. Там же, с.379-380.

348. Св. Иоанн Лествичник. "Scala Paradisi", Migne, P.G., t.88, col.993A.

349. Мф.5:3.

350. "Братья Карамазовы", с.354.

351. Св. Антоний Великий. "Добротолюбие", т.V.

352. "Дневник писателя", т.XI, с.264-268.

353. "Моя жизнь во Христе". Приведем еще несколько мыслей этого почти что нашего современника.

"Необходимо в особенности стремиться к тому, чтобы никогда и ни в чем не сравнивать себя с другими, но всегда ставить себя ниже других, даже если ты в каком-либо отношении выше других или такой же, как они.

Если хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, достойным того, чтобы тебя все топтали".

О себе о. Иоанн говорит: "Я - сама немощь и нищета. Бог - моя сила. Это убеждение - моя высшая мудрость, которая делает меня блаженным".

"Смирись духовно пред каждым, считая себя ниже его или ее, ибо тебя Сам Христос поставил быть слугой каждому, несмотря на то, что все его члены, так же, как и ты, носят раны греха".

Философия любви и познания

Как только человек направит свои мысли на евангельские пути, он тотчас почувствует себя как бы незавершенным еще существом. Все в нем устремляется к чему-то бескрайнему и бесконечному. Подвигом веры, молитвы, смирения он как бы продлевает себя в бесконечность. Нет границ для его развития, нет преград для его самосовершенствования. Он постоянно переносит себя из временного в вечное, из смертного в бессмертие, из земного в потустороннее, из конечного в бесконечность. Вера как раз и есть не что иное, как решительное salto mortale, бросок из смерти в бессмертие. Человек храбро и решительно отрекается от самого себя, от своего эгоистичного закона: я=я и предает себя Божественной бесконечности, где Вечный царствует и властвует.

В подвиге веры человек засевает зерно своей личности в незнакомые глубины Вечного и Невидимого. В подвиге молитвы это зерно расщепляется, умирает и прорастает в сердце Невидимого. В подвиге смирения человек приходит к ясному сознанию и ощущению что зерно его личности не имеет в себе самом ценности, и что непреходящую ценность оно получает только в соединении с Богочеловеком Христом, Который в нашем земном мире представляет естественно абсолютную ценность. В этом сложном подвиге, в котором человек переносит себя в богочеловеческие бесконечности и соединяется с Богом Логосом, есть осознание и реализация первой и самой главной заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" [354].