Чтения по Литургическому Богословию - Епископ Вениамин (Милов)

Спасение во Христе (по церковно-богослужебным свидетельствам)

Воплотившийся Сын Божий нередко называется в церковных песнопениях Спасителем человечества. Это имя усвояется Ему потому, что Он каждого верующего в Него христианина лично спасает: от греха, Божественного осуждения на смерть, от смерти и рабства диаволу.Литургическое богословие в истолкование перечисленных моментов или сторон личного человеческого спасения приводит интересные замечания. Прежде всего, скажем о том, в чем состоит личное Христово спасение от греха.

Часть 1

Спаситель, по мысли богословов литургистов, воплощением как бы принял на рамена Свои заблудшую овцу, — человеческое естество, — и крестным древом загладил и низложил грех всего человечества [1].После крестной жертвы Христовой пред уверовавшими во Христа открылась беспредельная пучина Божественной благости в освобождении их от рабства греху и греховного прельщения [2]. Милосердие Спасителя о грешниках всего мира и всех времен разнообразно по множеству промыслительных выражений. Но это разнообразие можно свести к некоторым обобщениям для удобства представления о нем.Известно, например, что Господь многих блуждающих на путях погибели [3], явно наводит на верные пути спасения, чтобы их не опалял греховный огонь [4] и чтобы внутри их рассеялась греховная мгла [5].В таинстве крещения и покаяния все грешники благодатию Христовою получают очищение грехов, претворение своего внутреннего безобразия во благообразие и исцеление своей разбитости умиротворением духа [6].Спаситель несказанно милостив к ежечасно согрешающим людям; дает им время покаяния и возводит их к широте исправления, не желая ни чьей погибели; Он желает всех оживить от греховной мертвости [7], облегчить от тяготы, очистить гноение с их очей, мешающее им видеть свет Божией благодати. Прощенные грехи Он уже никому не вспоминает более (слав. "презирает грехи") [8]. Его милосердие непрерывно иссушает неизмеримую пучину людских грехов, принимает теплое исповедание заблудших и творит их сынами дня [9]. При виде слезных молитв людей, подвигов чистоты, пощения и говения [10], Спаситель тепло милосердует о кающихся, притекает к ним, как Отец к детям, внимает их воздыханиям и благодатно омывает их греховные струпы и скверну. Налагая на греховные язвы грешных душ как бы пластырь, Он просвещением благодати убеляет их чище снега [11].Божественное Христово просвещение вводит кающихся в тихую пристань мира и покоя [12]. Бремя беззаконий перестает тяготить прощенных Спасителем [13]. Они присвояются ко Христу. Если у иного грешника вся жизнь оказалась бесплодною для спасения, он может покаяться и в старости и богоугодно послужить Спасителю пощением и теплым умилением.На искренне кающихся Господь взирает благосердо, дает их бедным душам токи исцелений, принимает малые воздыхания их, как многоценный подвиг и всю их обледенелость и запущенность страстями благодатно уничтожает [14]. Спаситель — неописуемый источник сострадания, Врач душ и телес, дивный просветитель охваченных сквернами страстей. К преклоняющим пред Ним колени Он преклоняется всей благосердой любовью, покрывает их кровом Своих крыл и долго терпит их бесплодие в ожидании полного раскаяния [15].Благодатное осияние кающихся — явный знак незримого посещения их Спасителем [16].Изложенные общие мысли о спасении грешников Господом Спасителем литургическое богословие поясняет рядом частных замечаний о Христовом целении: а) ума, б) сердца и в) воли грешного человека.а) Врачуя человеческий ум, Спаситель влагает в него мысли обращения и слова молитвы к Богу, умерщвляет плотской страстный образ его мышления, соединяет ум с сердцем при слышании евангельских слов [17].Тайное действие Христово многократно сосредоточивает мышление грешных на молитве и способах оставления порочности [18], утверждает в Боге их помышления, колеблемые завистью диавола [19].Обычно грешный ум обуревается и уязвляется разными прилогами врага или тонкими набегами диавольских мысленных внушений. Спаситель благодатным просвещением ума рассеивает диавольское омрачение, дает человеку уразумевать истину и прекращает его недоумения [20].Непонятливости грешных в области спасения Спаситель подает премудрость, безумию — дух разума [21], мысленной неустойчивости — утверждение чрез Владычественного Духа, ослеплению — просвещение [22].б) Христовы спасительные влияния на умы грешников часто соединены с воздействием на их сердца. Умиление грешных сердец прекращает их бесчувственность и сухость. Оно всецело зависит от влияния благодати Христовой. Прикосновение Господа к сердцу человека смягчает его и сокрушает, как бы оно ни было черство [23].В богослужебных песнопениях особенно резко подчеркивается мысль, что именно Сладкий Спаситель поит верующих слезами покаяния, очищает тучами покаяния и Сам исторгает плач из умиляемых Им сердец [24].Со своей стороны верующие, обогащенные от Христа сокрушением духа и чувством духовной нищеты, приносят свои сокрушенные излияния покаяния Ему же как приятную жертву [25]. Благодатные слезы умиления омывают душевную скверну, врачуют болезни сердца, уязвляют его любовию ко Господу и затворяют входы в душу страстям и греху [26].При свете литургических свидетельств очевидно то, что Христос Спаситель — Единственный Целитель окамененного ожесточения сердца, Воспламенитель сердечной любви к Богу огнем страха Божия и Отсекатель плотской любви и страстей [27], Он отваливает от душ тяжелый камень уныния, печали и отчаяния, поднимает грешных из гроба нечувствия, злобы и всяких страстей и творит в их настроении весну веры [28].в) Христово просвещение грешной воли имеет свои спасительные выражения. Без Христа воля часто пламенеет всякими страстными похотениями, порабощается страстям и как бы поникает под их тяжкими наплывами. Господь освобождает от оков страстности в таинствах крещения и покаяния. В этих таинствах прощение грехов поднимает человеческую волю к бодрствованию, смирению и целомудрию. Она получает здесь от Христа Спасителя укрепление на борьбу со страстями и подобно кораблю, избитому бурным волнением моря, вводится в тихую пристань удобоносимого борения с грехом [29].По благодати таинства покаяния в воле появляется крепкая решимость отвергать влечения похотений, непреклонно терпеть восстания страстей и твердо ходить путями заповедей ради неразлучного единения со Христом [30].Отсюда понятно, насколько грешным необходимо день и ночь припадать ко Господу с мольбой о даровании силы на противление страстям [31] и как важно соединять молитву с постом и милостыней. Сам Спаситель по молитве верующих незримо ослабляет их плотские хотения и направляет их волю к ревнованию по Боге, вдыхает в нее бодрость и решимость определять себя всецело на служение Богу в кратчайший остаток своей жизни [32]. Кто из грешных получил от Христа Спасителя воды жизни и бережет их, тот уже не стремится к тленному и земному, "но мужественно отгоняет страстные искушения и соблазны [33] и все поступки свои совершает в страхе Божием.О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 6 п. ^О. I., 2 гл. Пяток утра, 2 стиховн. стихира; 4 гл. Субб. Мал. веч., 3 стиховная стихира; О. II., 5 гл. Субб. Мал. веч., 3 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 1 гл. Понед. утра, Канон Г.И.Хр., 2 тр. 6 п. ^О. I., 1 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 тропарь. ^О. I., 1 гл. Понед. утра. Канон Г.И.Хр., 1 тр. 8 п. ^О. I., 1 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 3 п.; Вторник Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; 2 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице. 4 тр. 7 п. ^О. I., 2 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 2 тропарь; 3 гл. Понед. веч., 2 и 3 стихиры на Господи возэвах; О. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 3 п., 1 и 2 тр. 8 п. ^О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 и 2 тр. 1 п.; 7 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 3 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п. ^Триодь Постная, Вторник Сырн. утра, Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечер., Кан. св. Андрея Кр., 2 и 5 тр. 2 п., 5 и 6 тр. 3 п., 1 тр. 5 п. ^Там же, 4 тр. 9 п. ^Триодь Постная, 1 Седм. Вел. Поста Вторник Повеч., Кан. Андрея Кр., 6 тр. 1 п.; Среда утра, 2 тр. 1 п., 4 тр. 1 п., 5 тр. 2 п., 1 тр. 4 п., 3 тр. 8 п.; Четверг вечера, 1 стихира на Господи воззвах. ^Триодь Постная, 1 Седм. Вел. Поста, Среда Повеч., Кан. св. Андрея Кр., 4 тр. 6 п.; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл.; Трипеснец, 1 тр. 1 п. ^Там же,2 Нед. Вел.Поста утра, Кан., 2 тр. 4 п. ^Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Вторник утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Пяток утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 5 п.; 5 Седм. Вел. Поста Понед. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда веч., 6 стихира на Господи воззвах; 14, 21 и 22 стихиры. ^Триодь Постная, 5 Седм. Вел. Поста Понед. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Триодь Цветная, Нед. Самаряныни вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Нед. 50-цы вечера, 2 мол. св. Василия Великого. ^Триодь Постная, Понед. Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Понед. Ваий вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Страстн. Седм. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 1 гл. Нед. веч., 2 стиховная стихира; 2 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 1 п.; О. II., 5 гл. Четверг веч., 2 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, Нед. Сырн. утра, Кондак по 6 песни Канона. ^Триодь Постная, Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник вечера, 1 стихира на Господи воззвах. ^Там же, Среда утра, Трипеснец, 2 тр. 3 п.; Седален по 2 стихосл. ^Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах; 5 Седм. Вел. Поста Вторник утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 4 п.; Среда вечера, 10 стихира на Господи воззвах. ^Триодь Цветная, Нед. 50-цы веч., 2 мол. св. Василия Великого. ^Триодь Цветная, Нед. 6 по Пасхе утра. Канон, Светил, по 9 п.; Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п. ^О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 6 п.; 3 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 4 п., 2 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.; О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Б. М., 3 тр. 3 п.; 8 гл. Вторник утра. Блажен. 2 троп.; Триодь Постная, Нед. Мыт. и Фарис. вечера, 2 стихира на Господи воззвах. ^Триодь Постная, Пяток Сырн. утра, Кан., 2 и 3 тр. 9 п.; Нед. Сырн. веч., 2 стихира на Господи воззвах; Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, Богород. по 2 седальне, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Среда Повечер., Кан. св. Андрея Кр., 2 тр. 2 п.; Четверг утра, Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах. ^Триодь Постная, 1 Седм. Вел. Поста, Четверг Повечер., Кан. св. Андрея Кр., 4 тр. 9 п. ^Триодь Постная, Понед. 2 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Вторник веч. 2 Седм. Вел. Поста, 1 стиховная стихира; Среда утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; 3 тр. 9 п.; Четверг утра, Седален по 3 стихосл.; Пяток утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п. ^Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Среда утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Четверг утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 2 п., 3 тр. 2 п. ^Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Среда Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Четверг Ваий утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Триодь Цветная, Четверг 2 Седм. по Пасхе утра, 1 стиховная стихира. ^О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 5 п.; Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 6 п.; 2 гл. Нед. веч., 3 стихира на Господи воззвах; Понед. утра, Седален по 1 стихосл., Кан. Г.И.Хр., 2 тр.8 п.: Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п. ^О. II., 5 гл. Четверг веч., 3 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, Понед. 1 Седм. Вел. Поста веч., 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; 2 Седм. Вел. Поста Четверг веч., 3 стихира на Господи воззвах. ^Триодь Постная, Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра. Часы, Тропарь прор. на 6 часе. ^Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Среда утра, Седален по 2 стихосл.; 4 Седм. Вел. Поста Понед. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 1 п.; Пяток 5 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, 2 тр. 5 п., 3 тр. 8 п.; стиховная стихира; Четверг Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 4 п. ^Триодь Цветная, Субб. 5 Нед. по Пасхе утра, 1 стиховная стихира. ^

Часть 2

О человеческом спасении от греха Христом можно кратко сказать, что оно заполняет все время земной жизни каждого человека. Сравнительно с этим даром реальное спасение человечества от клятвы или от осуждения на смерть и тление отодвинуто Промыслом Божиим до дня всеобщего воскресения мертвых.Литургическое богословие под клятвой Божией разумеет не проклятие Закона Моисеева нарушителям законных требований и заповедей, а именно Божий смертный приговор человеческому естеству за преслушание воли Божией прародителями в раю.Своим крестом Спаситель упразднил осуждение праотцев за вкушение плода запрещенного дерева и разрушил страх осуждения. Он снял осуждение за прегрешения со всех грешников, потомков Адама, при условии их веры во Христа и покаяния. Богочеловеческое претерпение крестных мук за грешников всего мира развязало их от древней клятвы или от осуждения на смерть, и источило им благословение, оправдание, нетление и жизнь от Бога Отца ради Преблагого Искупителя [1]. Владыка Христос, окровавив на кресте Свои персты, кровавыми знаками как бы подписал всем людям Царское освобождение от прародительского осуждения [2].Триодь Цветная, Вторник 2 Седм. по Пасхе утра, Седален по 1 стихосл.; О. I., 2 гл. Субб. вечера, 2 стиховная стихира; Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 7 п.; Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 и 2 тр. 5 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра. Кондак по 6 п. Канона; Вторник веч., 1 стихира на Господи воззвах; 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.; Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 7 гл. Пяток Канон Кресту, 2 тр. 6 п.; 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 3 п.; Кан. Крестовоскр., 2 тр. 6 п.; Нед. утра, Блажен., 3 и 4 тропари; Пяток утра, Седален по 3 стихослов., 2 тр., Кан. Кресту, 1 тр. 8 п. ^О. II., 8 гл. Субб. утра, 1 стиховн. стихира. ^

Часть 3

Своею крестною смертью и воскресением Он связал смерть, сокрушил ее, погреб, попрал, сделал бездыханной, упразднил тление во Своем человеческом естестве и предразорил державу смерти в человеческом роде. Верующие во Христа и убитые грехами непрерывно воскресают Христовою благодатию к чистой, святой жизни и самоотверженной любви к Богу и людям [1].В телесном отношении Бог попустил смерти до времени Своего второго пришествия продолжать свое действие среди людей. Но вместе с тем Он определил сообщить действие нетления всему человечеству ради крестной жертвы Христа Спасителя. Божие определение равносильно действию.Песнопевцы Церкви по этому поводу говорят:"Христос-Жизнь даровал всем воскресение [2], избавил от истления [3], упразднил его [4], поколебав основание смерти" [5]. Действием креста тление бежит... и мертвые оживают и украшаются славою" [6]. Очевидно, будущее созерцается в песнопениях Церкви как настоящее, в силу непреложности Божиих обетовании.Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 4 п.; Вторник Ваий вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Четверг Ваий утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Пяток Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Страстн. Субб. утра. Похвалы, 2 статья, 32 стих; Триодь Цветная, Среда Преполов.веч., 1 стихира на Господи воззв. ^О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п. ^Там же, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 4 п. ^Там же, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., 2 тропарь. ^О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п., 2 тр. 1 п. ^

Часть 4

Наконец, крестом Сына Божия обессилен диавол, мучивший людей страстями до пришествия Спасителя на землю. Уверовавшие во Христа исхищаются Его благодатию из под власти диавольской [1].Литургическое богословие различает два момента поражения диавола: а) первый, основоположный — во время приражения его к Спасителю — Богочеловеку и б) второй, продолжающийся — в личном спасении верующих во Христа.а) Господь Иисус Христос уловил начальника злобы богомудрым льщением в воздаяние ему за прельщение прародителей в раю. Не усмотрев Бога в Пригвоздившемся плотию ко кресту [2], начальник тьмы сплелся со Христом в борьбе и приразился к Нему, как если бы Он был смертным [3]. Спаситель же обложившийся плотью как бы на скрытой удочке низвлек коварного змия Божественною силою [4], пошел на заклание, подобно Агнцу, чтобы избавить людей от волчьего мучительства сатаны [5]. И каковы были результаты борьбы для диавола? Заушение Господа иудеями — заушало злобу диавола [6], обнажение Христово — обнажало диавольскую силу [7], узы Спасителя — связывали змия нерешимыми узами и облекали в вечный стыд [8]. Возвышение Искупителя на крест и пригвождение к нему греха мира низвергло возношения древнего льстеца [9], уязвило его и низложило [10]. Распинаясь, Господь как бы натянул лук и на подобие стрел, вонзил гвозди Своих рук в скверное и гневливое сердце вражие [11]. Он пронзил врага — борителя [12], разорвал его сети [13], разбил челюсти этого мысленного волка и вырвал из его уст Своих словесных овец [14].Крепкий вопль Спасителя на древе ко Отцу крепко поколебал вражию крепость [15], а крестная смерть сотворила как бы мертвым умертвителя и наполнила стыдом [16]. Тогда поколебалось бесовское множество, побежали полки бесов от страха Божества [17], невольно опустилась превознесенная демонская бровь и поникло высокое око [18].Воскресение Христово из мертвых невидимо попрало бесовское царство [19], низложило сильных с престолов и сокрушило [20], у невидимого врага оскудело оружие [21] и сам он был связан нерешимыми узами мрака в тартаре и неугасимом огне неисчетно-крепкой силой Спасителя [22]. Упавший с высоты князь тьмы был ввержен в пропасть ада [23], изгнан [24], пленен [25] и посрамлен.Смирением Своего сердца Господь Спаситель смертельно уязвил и уничтожил прегордого змия [26] с престола величия. Пророк Моисей, некогда воздвигший змия на крест в преобразование Христова распятия, вместе с тем показал этим знамением и падение ядовитого змия силою креста Христова [27].б) Поражение диавола и его демонического царства крестом Христовым не прекратило против людей диавольских искушений, имеющих целью навеки губить человеческие души.При вере во Христа не страшны людям ни бесовские мысленные внушения зла, ни разжигаемые влечения ко страстям. Спаситель, Божественно вездесущий, где бы ни призывали Его верующие, является благодатно им на помощь и прогоняет бесов. Сердца христиан, колеблемые вражьими прилогами, Господь утверждает в противостоянии соблазнам [28] и разрушает диавольские козни [29]. Соприкасаясь с силою Спасителя, бесстыдные запинатели — демоны сами запинаются благодатию и в ужасе отбегают от искушаемых [30]. Прельщение их обращается тогда в ничто. Копие греха уязвляет и умерщвляет лишь тех из христиан, которые не прибегают под кров Христовой благодатной силы по нерадению или маловерию и гордости [31]. Змий свободно вонзает в них свои зубы, наполненные ядом, и склоняет их ко страстным падениям [32]. Объединенные же верою, смирением и любовию со Спасителем всегда имеют в Нем Низложителя злых духов и Освободителя от их тиранства [33].О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 ирмос 5 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 3 мол. св. Василия Великого. ^О. I., 2 гл. Субб. вечера, 2 стиховн. стихира. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п. ^О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п. ^Триодь Постная, Пяток Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п., 1 тр. 7 п. ^О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п. ^О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п. ^О. II., 7 гл. Вторник веч., 1 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 2 гл. Четверг веч., 2 стихира на Господи воззвах. ^О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п. ^О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 1 п. ^О. I., 4 гл. Вторник веч., 2 стиховн. стихира. ^О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 9 п. ^О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9п. ^О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6п. ^О. II., 5 гл. Среда утра, Седален на 3 стихосл., 2 тропарь. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 7 п. ^О. II., 6 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл., 1 тропарь. ^О. I., 4 гл. Субб. Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах. ^Там же, Пяток утра, Седален по 2 стихосл. 2 тр. ^Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 3 мол. св. Василия Вел.; 0. I., 3 гл. Нед. утра. Канон воскр., 2 тр. 6 п. ^О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п. ^О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п. ^Там же, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 6 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 стиховная стихира. ^О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п. ^О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п. ^О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 9 п. ^Там же, Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 1 п. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 3 п. ^О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п., 1 хвалитная стихира; Среда утра, 2 стиховная стихира; Пяток утра, Седален по 3 стихосл., 1 тропарь. ^

5. Животворность знамения Креста Господня

Составители богослужебных книг — святые Отцы Церкви нередко называют образ и знамение Христова креста "животворящими", то есть, созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. В настоящий раз для уяснения понятия "Животворящий крест" мы воспользуемся данными одной Постной Триоди, так как содержание этой богослужебной книги с наибольшей ясностью свидетельствует о подаянии верующим во Христа Божией благодати в самом знаке креста и под его образом. Облагодатствование чрез крест Христов невольно приводит на мысль обратное этому явление — утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от райского дерева познания добра и зла.До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога было облечение их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати.Воплотившийся и пострадавший на кресте Сын Божий, Спаситель мира возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, эту причину духовной жизни человеческой природы. Он изливает названное осияние на всякого христианина через знамение креста [1].Так, в противоположность древу преслушания, крестное древо вводило и вводит людей в единение со светоносной силой, исходящей от Существа Божия.Постная Триодь, объясняя слова "животворящий крест", свидетельствует о бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:Излияния Спасителем Божественной благодати в образе креста.Животворного воздействия крестной силы на существо человека. О каждом из упомянутых фактов скажем отдельно.Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 и 2 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 8 п. ^

Излияние благодати Божией в образе креста

Название креста Христова "Животворящим" имеет глубочайший смысл. Образ креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией при совершении церковных таинств и частных молитв верующих. Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель каждый раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением силу Св. Духа. "Предлагается крест, — говорит преп. Феодор Студит, и мир радуется пришествию Духа" [1].Мысль об излиянии чрез крест благодати Божией развивается у церковных песнопевцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, крест, "как райский источник, изливает миру бессмертие и жизнь, просвещает всю вселенную и возвышает силу Церкви" [2]. Христоносный крест — древо жизни, неистощимый источник вод благодатных дарований, просветитель и освятитель христиан по душе и телу [3]. Светоносная крестная благодать сияет ярче солнечной зари всякий раз, как крест изображается в воздухе ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко Христу. Это сияние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель. Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает "мысленно созерцаемые лучи", приносящие верующим спасение и изглаждение грехов.По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него [4].У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви "в видимом знаке и под видимым знаком", но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или начертанием креста.Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу "мысленными лучами" или представляемыми только в уме.При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств.Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п. ^Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии. ^Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона, Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2-3 стихиры на хвалитех, 1 стихира на целование креста. ^Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии. ^