Чтения по Литургическому Богословию - Епископ Вениамин (Милов)

Своею крестною смертью и воскресением Он связал смерть, сокрушил ее, погреб, попрал, сделал бездыханной, упразднил тление во Своем человеческом естестве и предразорил державу смерти в человеческом роде. Верующие во Христа и убитые грехами непрерывно воскресают Христовою благодатию к чистой, святой жизни и самоотверженной любви к Богу и людям [1].В телесном отношении Бог попустил смерти до времени Своего второго пришествия продолжать свое действие среди людей. Но вместе с тем Он определил сообщить действие нетления всему человечеству ради крестной жертвы Христа Спасителя. Божие определение равносильно действию.Песнопевцы Церкви по этому поводу говорят:"Христос-Жизнь даровал всем воскресение [2], избавил от истления [3], упразднил его [4], поколебав основание смерти" [5]. Действием креста тление бежит... и мертвые оживают и украшаются славою" [6]. Очевидно, будущее созерцается в песнопениях Церкви как настоящее, в силу непреложности Божиих обетовании.Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 4 п.; Вторник Ваий вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Четверг Ваий утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Пяток Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Страстн. Субб. утра. Похвалы, 2 статья, 32 стих; Триодь Цветная, Среда Преполов.веч., 1 стихира на Господи воззв. ^О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п. ^Там же, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 4 п. ^Там же, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., 2 тропарь. ^О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п., 2 тр. 1 п. ^

Часть 4

Наконец, крестом Сына Божия обессилен диавол, мучивший людей страстями до пришествия Спасителя на землю. Уверовавшие во Христа исхищаются Его благодатию из под власти диавольской [1].Литургическое богословие различает два момента поражения диавола: а) первый, основоположный — во время приражения его к Спасителю — Богочеловеку и б) второй, продолжающийся — в личном спасении верующих во Христа.а) Господь Иисус Христос уловил начальника злобы богомудрым льщением в воздаяние ему за прельщение прародителей в раю. Не усмотрев Бога в Пригвоздившемся плотию ко кресту [2], начальник тьмы сплелся со Христом в борьбе и приразился к Нему, как если бы Он был смертным [3]. Спаситель же обложившийся плотью как бы на скрытой удочке низвлек коварного змия Божественною силою [4], пошел на заклание, подобно Агнцу, чтобы избавить людей от волчьего мучительства сатаны [5]. И каковы были результаты борьбы для диавола? Заушение Господа иудеями — заушало злобу диавола [6], обнажение Христово — обнажало диавольскую силу [7], узы Спасителя — связывали змия нерешимыми узами и облекали в вечный стыд [8]. Возвышение Искупителя на крест и пригвождение к нему греха мира низвергло возношения древнего льстеца [9], уязвило его и низложило [10]. Распинаясь, Господь как бы натянул лук и на подобие стрел, вонзил гвозди Своих рук в скверное и гневливое сердце вражие [11]. Он пронзил врага — борителя [12], разорвал его сети [13], разбил челюсти этого мысленного волка и вырвал из его уст Своих словесных овец [14].Крепкий вопль Спасителя на древе ко Отцу крепко поколебал вражию крепость [15], а крестная смерть сотворила как бы мертвым умертвителя и наполнила стыдом [16]. Тогда поколебалось бесовское множество, побежали полки бесов от страха Божества [17], невольно опустилась превознесенная демонская бровь и поникло высокое око [18].Воскресение Христово из мертвых невидимо попрало бесовское царство [19], низложило сильных с престолов и сокрушило [20], у невидимого врага оскудело оружие [21] и сам он был связан нерешимыми узами мрака в тартаре и неугасимом огне неисчетно-крепкой силой Спасителя [22]. Упавший с высоты князь тьмы был ввержен в пропасть ада [23], изгнан [24], пленен [25] и посрамлен.Смирением Своего сердца Господь Спаситель смертельно уязвил и уничтожил прегордого змия [26] с престола величия. Пророк Моисей, некогда воздвигший змия на крест в преобразование Христова распятия, вместе с тем показал этим знамением и падение ядовитого змия силою креста Христова [27].б) Поражение диавола и его демонического царства крестом Христовым не прекратило против людей диавольских искушений, имеющих целью навеки губить человеческие души.При вере во Христа не страшны людям ни бесовские мысленные внушения зла, ни разжигаемые влечения ко страстям. Спаситель, Божественно вездесущий, где бы ни призывали Его верующие, является благодатно им на помощь и прогоняет бесов. Сердца христиан, колеблемые вражьими прилогами, Господь утверждает в противостоянии соблазнам [28] и разрушает диавольские козни [29]. Соприкасаясь с силою Спасителя, бесстыдные запинатели — демоны сами запинаются благодатию и в ужасе отбегают от искушаемых [30]. Прельщение их обращается тогда в ничто. Копие греха уязвляет и умерщвляет лишь тех из христиан, которые не прибегают под кров Христовой благодатной силы по нерадению или маловерию и гордости [31]. Змий свободно вонзает в них свои зубы, наполненные ядом, и склоняет их ко страстным падениям [32]. Объединенные же верою, смирением и любовию со Спасителем всегда имеют в Нем Низложителя злых духов и Освободителя от их тиранства [33].О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 ирмос 5 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 3 мол. св. Василия Великого. ^О. I., 2 гл. Субб. вечера, 2 стиховн. стихира. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п. ^О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п. ^Триодь Постная, Пяток Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п., 1 тр. 7 п. ^О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п. ^О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п. ^О. II., 7 гл. Вторник веч., 1 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 2 гл. Четверг веч., 2 стихира на Господи воззвах. ^О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п. ^О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 1 п. ^О. I., 4 гл. Вторник веч., 2 стиховн. стихира. ^О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 9 п. ^О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9п. ^О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6п. ^О. II., 5 гл. Среда утра, Седален на 3 стихосл., 2 тропарь. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 7 п. ^О. II., 6 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл., 1 тропарь. ^О. I., 4 гл. Субб. Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах. ^Там же, Пяток утра, Седален по 2 стихосл. 2 тр. ^Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 3 мол. св. Василия Вел.; 0. I., 3 гл. Нед. утра. Канон воскр., 2 тр. 6 п. ^О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п. ^О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п. ^Там же, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 6 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 стиховная стихира. ^О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п. ^О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п. ^О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 9 п. ^Там же, Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 1 п. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 3 п. ^О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п., 1 хвалитная стихира; Среда утра, 2 стиховная стихира; Пяток утра, Седален по 3 стихосл., 1 тропарь. ^

5. Животворность знамения Креста Господня

Составители богослужебных книг — святые Отцы Церкви нередко называют образ и знамение Христова креста "животворящими", то есть, созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. В настоящий раз для уяснения понятия "Животворящий крест" мы воспользуемся данными одной Постной Триоди, так как содержание этой богослужебной книги с наибольшей ясностью свидетельствует о подаянии верующим во Христа Божией благодати в самом знаке креста и под его образом. Облагодатствование чрез крест Христов невольно приводит на мысль обратное этому явление — утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от райского дерева познания добра и зла.До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога было облечение их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати.Воплотившийся и пострадавший на кресте Сын Божий, Спаситель мира возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, эту причину духовной жизни человеческой природы. Он изливает названное осияние на всякого христианина через знамение креста [1].Так, в противоположность древу преслушания, крестное древо вводило и вводит людей в единение со светоносной силой, исходящей от Существа Божия.Постная Триодь, объясняя слова "животворящий крест", свидетельствует о бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:Излияния Спасителем Божественной благодати в образе креста.Животворного воздействия крестной силы на существо человека. О каждом из упомянутых фактов скажем отдельно.Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 и 2 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 8 п. ^

Излияние благодати Божией в образе креста

Название креста Христова "Животворящим" имеет глубочайший смысл. Образ креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией при совершении церковных таинств и частных молитв верующих. Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель каждый раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением силу Св. Духа. "Предлагается крест, — говорит преп. Феодор Студит, и мир радуется пришествию Духа" [1].Мысль об излиянии чрез крест благодати Божией развивается у церковных песнопевцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, крест, "как райский источник, изливает миру бессмертие и жизнь, просвещает всю вселенную и возвышает силу Церкви" [2]. Христоносный крест — древо жизни, неистощимый источник вод благодатных дарований, просветитель и освятитель христиан по душе и телу [3]. Светоносная крестная благодать сияет ярче солнечной зари всякий раз, как крест изображается в воздухе ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко Христу. Это сияние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель. Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает "мысленно созерцаемые лучи", приносящие верующим спасение и изглаждение грехов.По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него [4].У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви "в видимом знаке и под видимым знаком", но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или начертанием креста.Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу "мысленными лучами" или представляемыми только в уме.При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств.Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п. ^Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии. ^Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона, Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2-3 стихиры на хвалитех, 1 стихира на целование креста. ^Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии. ^

Значение силы Животворящего Креста в личном спасении

Благодатная крестная сила, светозарнейшая солнца и всегда мысленно окружающая крест, по изволению Господа Иисуса Христа действует во спасение людей разнообразно. Она:сокрушает силу демонов, восстающих на людей,очищает человеческое существо от страстей иобогащает его благодатными дарованиями.Христиане, ограждающие себя крестным знамением с верою и призыванием имени Господа Спасителя, спасаются крестом прежде всего от мысленных диавольских влияний. Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Кто из искушаемых в момент подобных страстных приражений полагает на себя знамение креста, того запечатлевает крестное осияние. Оно нестерпимо бесам, палит их, и невольно заставляет отступать от соблазняемых на грехи [1]. Сияние креста уничтожает демонскую крепость и сопротивоборствует христианам в их борьбе с бесами, уничтожая диавольские прилоги в умах искушаемых. Светолучные крестные молнии в верующих всего мира побеждают "темные демонские начала и власти", сокрушают их мощь и обращают в бегство [2].Крест Христов жизнетворен не только, как победитель духов злобы, но и как воскреситель людей от страстей. Он, — говоря языком Постной Триоди, -всегда сущая печать во спасение людей и очищение людей от страстей. Верующие начертанием на себе креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются благодатной жизни. В Таинствах Церкви крестное осияние облекает их одеждой жизни, дарует им свободу от страстного горения и жжения, исцеление от душевных и телесных болезней и как бы крепкие жилы на перенесение борьбы со страстями [3].Животворящий крест Господень является, таким образом, источником благодатных дарований. Силой креста верующие просвещаются и освящаются, в нем получают услаждение радостью и умилением сердца при условии хранения поста [4].Животворящее и светозарное крестное древо, — говоря образно, — благоухает миром жизни, произращает усладу от созерцания образа красоты Божества и наслаждение вечной Его славой. От креста, как от неистощимого источника, неиссякаемо истекает вода нетления и кипит благодатными дарованиями. Крест всех благодатно напояет, "окружает божественным благословением и запечатлевает небесным блистанием. Честным крестом возвышается сила всей вселенной Церкви и каждого верующего во Христа христианского общества" [5].В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи.Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно обобщить в форме таких заключительных положений:Крестом сообщается верующим светоносная благодать Божия чрез Христа Спасителя во Св. Духе Отчем при условии сердечного призывания имени Иисуса Христа во время борьбы со страстями и демонскими прилогами.Крестная благодать есть просвещающая и освящающая людей Божия сила, знак снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых духов и сокровище благодатных дарований.Крестное животворящее действие — показатель всегдашней близости Господа Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви.Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании его благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний, чувств и навыков.Пяток Сырный утра, 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 9 п.; Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п. ^Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седальны по 2 и 3 стихосл.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 2 и 5 тр. 9 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1, 2 и 5 тр. 3 п., 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 5 тр. 9 п. ^Нед. 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по Полиелее, Канон, 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 1 и 2 Седальны по 3 песни, 3 тр. 4 п., 1 и 4 тр. 5 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п. ^Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах. ^Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихослов.; Пяток Сырн. утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл. ^

Литургическое учение о животворности Креста Христова

Церковно-богослужебные мысли о кресте Христовом представляют целое откровение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее объяснение животворности св. креста в связи с библейскими прообразами.Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти, всегда поражает демонов, облегчает христианину борения с грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.На вопрос о причине животворящей силы св. креста мы находим у церковных песнопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изображении знамения креста Сам вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл силы [1], непобедимое оружие [2], источник обновления от страстей [3]. Изображение креста с верою и молитвою печатлеет на человеке свет Лица Христова [4].Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира — Христа. Образ Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но "одет Божественною силою, и незримо для телесных очей чудотворит спасение" каждому христианину [5]. "Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня, источает им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит недуги, отгоняет страсти, подает им Божие благословение" [6]. Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста "светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца [7].Честной крест Христов в древности прообразован Моисеевым жезлом. Еще пророк Моисей изображением креста разделил и соединил воды Чермного моря, распростертыми руками в виде креста победил Амаликитян, Патриарх Иаков крестообразным возложением своих рук на детей Иосифа, Ефрема и Манассию благословил их [8]. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись от смерти, изобразив крест молитвенным воздеянием своих рук к Богу [9].Христиане созерцают Христов крест, как жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и всегда чудотворящее в Церкви знамение. Действием этого знамения поражаются злые духи. Обычно они назойливо влагают в мысленную силу христиан тысячи соблазнительных помыслов, склоняющих ко греху. Всякий же раз, как искушаемые ограждают себя крестным знамением, демоны прекращают навевать греховные внушения. В этом смысле крестная сила "разрывает вражий сети" [10]. Всякий злой дух трепещет креста, трясется при виде его, не вынося блистания его [11]. Крест прекращает мучительство диавола над людьми, попирает вражию силу [12], посрамляет ее, как ничтожную [13], устрашает, опаляет бесов [14] и обессиливает. Они уже не властны мучить страстями человеческое естество, осияваемое благодатию креста [15] и не могут терзать его, как волки [16] добычу. Ограждаемые крестом христиане противятся диаволу, не боятся его козней и лаяний [17], но прогоняют его крестной силой [18]. Действие благодати креста в личном человеческом спасении непрерывно.По словам церковных песнопевцев, крест источает верующим жизнь, просвещение, нетление от страстей [19], умиротворяет их души, изглаждает грехи и освящает [20]. Он как звезда на небе, сияет в Церкви [21], развязывает связанных страстями, утверждает в добрых навыках и движет их любить Бога [22]. На этом основании можно сказать, что Христос Спаситель чрез знамение креста проращает людям жизнь [23], творит всеобщее спасение и очищение в Церкви [24], избавляет грешных от гибели, исправляет их отпадение, обнимает кающихся любовию [25]. Благодать креста разрушает осуждение на смерть, разрывает в людях узы ада [26], прекращает страх пред осуждением Божиим, открывает безмерную благость Господню [27], уничтожает греховное бессилие людей для творения добра [28]. Крестное древо облекает верующих во Христа одеждами вечной жизни и вводит в вечное Царство Божие [29].О. I., 3 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., Богород., Седален по 1 стихосл. ^Там же, Седален по 3 стихосл. ^О. I., 4 гл. Мал. веч., 1 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 3 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира. ^О.II., 5 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира. ^О. II., 5 гл. Четверг вечера, 1 стихира на Господи воззвах. ^О. II., 7 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии. ^О. II., 8 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира. Среда утра, Блажен, на Литургии, 2 тропарь и 3-й.; 1, 2, 3 гл. Нед. утра. Блаженны — 6 тропарь. ^Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан. Миронос., 2 тр. 8 п. ^О. II., 6 гл. Субб. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, 3 хвалитная стихира. ^О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитн. стихира. ^О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл. ^О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п. ^О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, 2 хвалитная стихира. ^О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 3 п. ^О. II., 6 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира. ^О. II., 6 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихосл. ^О. II., 6 гл. Субб. вечера, 5 стихира на Господи воззвах; 5 гл. Субб. вечера, 7 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 1 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород., 3 п. ^О. I., 3 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира. ^О. I., 3 гл. Четверг вечера, 1 стиховная стихира. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п. ^О. I., 4 гл. Нед. утра, Тропарь по Велик, славословии. ^О. I., 4 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах. ^О. II., 6 гл. Среда утра, Се дален по 1 стихословии. ^О. II., 8 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь, Седален по 3 стихословии, 2 тропарь. ^

6. Личное спасение (по данным литургического богословия)

В массе глубоких, жизненных мыслей наибольшую ценность представляют те, которые провозглашают истину о жизни не одним холодным умом, но и теплым сердцем. Такой благодатной согретостью, между прочим, отличается церковно-литургическое учение о личном спасении.Понятие — "личное спасение" — само по себе содержит в себе две идеи:о Боге Спасителе ио спасаемом человеке в случае искания им спасения у Бога.Отсюда личное спасение верующих во Христа слагается из взаимодействия человеческого стремления спастись и явной, ближайшей помощи Христа Спасителя, по благоволению Бога Отца, во Св. Духе.Ищущий своего спасения должен всю земную жизнь свою непрерывно открывать себя пред Богом прежде всего неусыпною покаянною молитвою. Молиться следует о даровании благодати покаяния и совершенного обращения от греховной жизни. Одновременно с этим человеку необходимо всецело направлять свою волю к исполнению Божиих заповедей и подавлению в себе гордости смирением, корыстолюбия — делами милосердия, блудной похоти — воздержанием и чревоугодия — постом.Действием таинства покаяния и причащения, а также действием частой молитвы Христос Спаситель изливает на верующего спасающую силу. Эта сила очищает грешную душу от грехов, страстей, смягчает, умиляет, возбуждает в ней непрерывное сокрушение о грехах и глубокий страх Божий.По мере напряжений в молитве и борьбы со страстями у ревнителя спасения заметно для него самого усиливается любовь к Богу и людям. Его душа начинает легко и охотно устремляться к единению с Богом призыванием Божиего имени и взаимно бывает согреваема и просвещаема благодатию Св. Духа.Такова вкратце схема моментов личного спасения по содержанию церковных молитв и песнопений.Процесс спасения каждого христианина тем и характерен, что в нем явно приходит спасающая сила Божия в человеческое напряжение слушаться Бога и бежать от греха. Желающего спастись непрерывно посещает Сам вездесущий Христос Спаситель и воскрешает из гроба греховности [1].Поэтому Церковь учит своих чад часто преклонять пред Господом колени и сердце и молиться об охлаждении страстного горения и благодатном укреплении в послушании заповедям Господним [2]."Господи! — повторяет молитвенно грешник за церковной службой в храме, — удостой меня обратиться на покаяние от всего сердца и с теплой верой" [3]. "Спаситель! Я — в пучине прегрешений и ужасно погружаюсь (в грех) моими стремлениями. Как Петру, дай мне Свою руку и спаси меня" [4]. "Воздвигни мое помышление к покаянию и покажи меня искусным делателем Твоего винограда" [5].Возможно частое призывание Бога на помощь делает безуспешными диавольские козни против верующего. С другой стороны, молитва сосредоточивает внимание его на общение с Богом. Она настраивает верующую душу не привязываться ни к чему земному, но ожидать иного мира, бегать тьмы страстей, противиться дремоте уныния и неутомимо совершать светлые дела благочестия и самоотвержения [6].Частая и неизменно смиренная молитва о даровании благодати спасения есть первое звено в цепи христианских нравственных подвигов.Господь Спаситель слышит зовущих Его смиренно, с болью и скорбью сердца. Промыслительно Он просвещает их благодатию, подымает из душевных недр их возвышенные и сильные тяготения к святости. Живя телесно в суетном мире, ревнующий о спасении сердечно как бы выходят из него и умом, чувством и волею пребывают в Боге [7].Кто из них терпеливо и всегда смиренно молится Богу, тот да не сомневается во своем спасении, хотя бы согрешил премного и поставил себя далеко от прощения. Господь неизмеримо человеколюбив и имеет благость, превосходящую человеческие меры. Слезно просящих прощения Он принимает, дает им просимое, умиляет их сердца и дает им силу преодолевать страсти и возвыситься к истинному добру [8]. Покаяние, по подобию мытарева, низводит на кающихся помилование свыше особенно потому, что кающиеся ненавидят гордый нрав фарисея и проникаются смирением и сокрушением сердца.Смиренная молитва, особенно увлаженная слезами сокрушения о грехах, неизмеримо высока пред Богом. Библия свидетельствует, что подобная молитва некогда вывела из врат смерти иудейского царя Езекию, избавляла от многолетних согрешений евангельских блудниц и приточного мытаря оправдала более фарисея [9].Будем же стенать и плакать о своих грехах. Молитвенно прострем к Богу руки с теплыми слезами, бия себя в грудь, преклоняя колена и падая ниц лицом, с глубокими воздыханиями. Как не плакать о нерадивой жизни при ожидании всегда близкой смерти и сознании, что мы сластолюбием и иными страстями бередим струны душ своих. Живое предощущение суда Божия не может не выводить из бесчувствия, бесстрашия и лености. Необходимо безотлагательное слезное покаяние и пролитие тучи слез для получения прощения бесчисленных грехов [10].Некогда горько, но спасительно плакал пред Богом первый грешник на земле Адам после изгнания из рая. Диавол прельстил Адама пищей, обнажил от сияния благодати и предал его душу и тело на смерть.Совлечение боготканной одежды света и изгнание из рая повергло согрешившего праотца в безутешный плач. Сидя прямо против Эдема, он с неумолкаемыми стенаниями оплакивал разлучение с Богом и свою наготу, повторяя: "Уже не увижу я Господа Бога моего и Создателя... Милостивый! помилуй меня падшего" ... "Постыдными кожаными одеждами одет я, жалкий, вместо светозарной одежды и как оплачу свою погибель".Спаситель не отверг покаяния прародителя. По словам церковных песнопений Он воззвал к нему: "Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но желаю ему спасения и познания истины. Грядущего ко Мне не изгоняю... от лика жизни" [11].В утешение Господь дал Адаму обещание о пришествии на землю Спасителя мира. Две тысячи лет тому назад совершилась обещанная прародителям тайна воплощения Сына Божия. Он принес искупительную крестную жертву для спасения мира.С этого времени не только праотец Адам, но и грешники всех периодов бытия человечества за покаяние и веру во Христа получают свыше прощение грехов и светозарную спасительную благодать к избежанию страстей. Спаситель ниспосылает верующим и кающимся дар благодатных слез к омовению грехов и умилением утверждает в них сердце смиренное, простое, кроткое и нековарное. Покаяние же ведет людей к страху Божию, гнушению лукавыми делами и просвещает благодатно [12].Как пчела перерабатывает цветочную пыльцу в мед, так смиренно кающаяся душа и не повторяющая исповеданные грехи, незаметно для себя, разогревается любовью к Богу. Своим чувством и хотением она привязывается к законам вышней жизни, утверждает в себе святое произволение и входит в живое единение с Богом. В огне человеческой любви к Богу гаснет огонь страстей, и скорби ради Бога становятся тогда удобоносимыми [13].Благодать любви делает христианина как бы небокованным мечом, который без труда посекает демонские полки, и свечой Христовой, светящей земной Церкви. С помощью Богоданной любви св. мученики бесстрашно попирали гордыню своих мучителей и мужественно претерпевали ужасные муки, вплоть до рассечения тела. Дух любви, неотделимый от их сердец, воодушевлял их, побуждал нерадеть о временной жизни. Под влиянием его мученики забывали естество, презирали смерть, страдали как бы в чужих телах. Ничто не могло отлучить их от веры в Бога: ни раны, ни ярость зверей, ни огонь, ни скорбь, ни беда, ни меч [14].Настроение благодатной любви у смиренно кающихся грешников до некоторой степени подобно духовному состоянию св. мучеников. Усердные труды в молитвах и самоотвержении вырабатывают у кающихся навык творить волю Божию, презирать страсти мира сего, крепко, горячо и более всего любить Господа. А любовь к Богу делает их характер непреклонным ко греху и сильным к перенесению всевозможных лишений, принимаемых ради стеснения страстей. Они одного желают: возможно лучше и полнее исполнять Закон Божий. Телесные потребности, сравнительно с запросами духа, у них как-то отодвигаются на задний план [15].Единение любви со Христом Спасителем в Духе Отчем благодатно просвещает каждого истинного христианина, возвышает над соблазнами этого мира и делает возлюбленным Божиим, как бы другом Творцу. Верующий Боголюбец отвергает временные наслаждения и утехи жизни, стараясь сообразоваться с Господними страданиями. Он не желает кратковременной плотской разнузданностью потерять радость вечного ближайшего предстояния Христу. Этим объясняется его отказ от плотяности и несение подвигов спасения, которые очищают его дух чище золота, расплавленного огнем [16].Говоря обобщенно, сочетание подвига покаяния с неусыпной, смиренной молитвой к Богу подымает кающегося из нравственного ничтожества, духовно облагораживает, усвояет Христу и делает носителем благодатной любви, наподобие всех небожителей [17].В заключение, на основании всего сказанного выше, отметим раздельно ступени возвышения грешника к Богу от греха по пути спасения.Первоначально грешник приходит в страх Божий и начинает видеть ясно множество личных грехов вследствие падения луча благодати на его сердце. Он болезненно горько плачет о грехах и начинает смиренно обращаться к Богу с молитвой о прощении своих беззаконий.Покаяние в течение всей жизни человека на земле лежит в основе христианского подвига. Прекращение верующим покаяния после исповеди и причащения разъединяют его с Церковью, поскольку он ежедневно много согрешает.Страстные навыки требуют от него непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Соединение таких подвигов со смиренной молитвой к Богу умиляет его сердце. От умиления в подвижнике рождается благодатная любовь к Богу, развитию которой нет конца.Спаситель ежедневно прощает христианину его грехи за покаяние и не перестает восставлять его от падений греховных до самой кончины.Смерть, застигающая верующих в подвигах покаяния и молитвы, служит мостом, по которому они переходят в вечно блаженное Царство Христово.Триодь Цветная, Среда 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стихира хвалитная на "и ныне". ^Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 4 тропарь, Блажен, на Литургии; Нед. 50-цы вечера, Великая ектения. ^Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе веч., 2 тропарь, Блажен, на Литургии. ^О. I., 1 гл. Понед. вечера, 1 стиховная стихира. ^О. I., 1 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира. ^О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. умилительн., 1 тр. 7 п.; Вторник утра, Покаян. Канон, 1 тр. 9 п. ^О. I., 1 гл. Нед. утра, Степенны, 1 Антифон, 1 и 2 тропари; 2 Антифон, 1 тропарь, 3 Антифон, 1 тр. ^О. I., 4 гл. Нед. вечера, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах. ^Триодь Постная, Субб. вечера пред Нед. Мытаря и Фарисея, 3 стихира на Господи воззвах; Литийная стихира на "слава", Стиховная стихира на "слава". ^О. II., 5 гл. Четверг вечера, 5 стихира на Господи воззвах; Нед. вечера, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Вторник утра, Кан. умилительн., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 7 п.; Понед. утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь; 0.11., 6 гл. Вторник утра, Канон Предтече, 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п. ^Триодь Постная, Субб. Сырная вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Стиховная стихира на "слава", Литийная стихира на "слава"; Нед. Сырная утра. Канон, 1 тр. 3 п., 2 тр. 7 п. ^О. I., 4 гл. Понед. утра. Умилит. Канон, 2 тр. 7 п.; Понед. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Вторник утра. Канон покаян., 1 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах. ^О. I., 3 гл. Вторник утра, Канон умилит., 3 тр. 7 п.; Среда вечера, 3 стиховная стихира; Пяток утра, Канон Кресту, 4 тр. 7 п.; 4 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 3 п.; Четверг утра, Канон Апостол., 3 тр. 9п.; Субб. утра, Блажен., 2 тропарь. ^О. I., 1 гл. Понед. вечера,3 стиховная стихира; Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 1 п., 3 тр. 5 п., 4 тр. 7 п.; Среда утра, 3 стиховная стихира; Вторник утра, Кан. покаян., 3 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 4 тр. 5 п.; Субб. утра. Канон усопшим, 1 тр. 1 п.; 6 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 4 тр. 8 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 4 п. ^О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах: Вторник утра, Кан. умилит., 4 тр. 7 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 5 тр. 6 п.; Субб. утра, Канон Мучен., 1 тр. 4 п.; 8 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 3 тр. 1 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 9 п.; Субб. утра, Канон усопшим, 1 тр. 7 п. ^О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Субб. утра, Кан. Мучен., 1 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 1 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 6 п.; 8 гл. Понед. утра, Блаженны, 4 тропарь. ^О. I., 2 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Господи воззвах; Понед. утра, Блаженны на Литургии 2 тропарь; Вторник утра, Канон умилит., 4 тр. 5 п. ^

7. Церковно-литургическое учение о Св. Духе