Man in the Face of Temptations
Следующий соблазн, следующая похоть, которой подчиняется Ева, – это вожделение: И увидела жена, что дерево... вожделенно, потому что дает знание.Лжеименное знание – это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность – это какое-то скользкое, я бы даже сказал, гадкое, слово, смысл которого мало кому понятен. Однажды один “интеллигент” так объяснил мне его: быть интеллигентным – значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Коран, и Бхагавад-гиту. И многое-многое другое… Мне часто приходится посещать наших прихожан, которые приглашают меня освятить их жилище или совершить какой-то молебен на дому, причастить болящего. И я невольно поражаюсь обилию и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавад-гита, Агни-Йога, иудейские книги… Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд – это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенную закономерность. Например, если человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту “Аум Синрике” или “Харе Кришна”. Если человек злоупотреблял трудами таких “богословов”, как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в “Богородичный центр”. Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться”. В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать все. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь – та самая Церковь, о которой Господь сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19, 18–20).Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: “Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?” Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех, в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги.…И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.
Грех - не личное дело грешника
Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и дала также мужу своему, и он ел. Мы уже говорили, что если ересь, грех или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас оно затрагивает и наших близких, и наши семьи. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергает в этот грех своего мужа.Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека – касается множества людей. Преподобный Серафим Саровский говорил: “Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя”. Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распространяется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих.Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя бы и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и “взрывоопасными”? …Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи – их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис. 25, 7–11). В Священном Писании сказано: ...Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, – им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, не исповеданный грех.Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее...Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: “не греши, старайся исправиться!”, то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье.Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7).Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: “Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение”. Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать.В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: “Воровство – это грех?”, – он отвечал: “Да”. У убийцы я спрашивал: “Убийство – это грех?”, у блудника: “Разврат – это грех?”, – и все мне отвечали: “Да”. Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: …Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15).Немецкий философ Кант говорил: “Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне”....И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: кто же может спастись? И услышали в ответ: …человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу (Мк. 10, 27).
Ошибиться может всякий: не надо упорствовать
Сразу же после того, как совершилось грехопадение первозданного человечества, Господь поспешил прийти людям на помощь. Но они… услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8).Что случилось с Адамом? Что случилось с Евой? Они прячутся от Бога! Вот действительно безумие: это уже не тот Адам, не та Ева, которыми они были до грехопадения – это люди с поврежденным сознанием. Они вдруг сразу оказываются на непостижимо низкой ступени религиозного бытия: они предполагают, что от Бога можно спрятаться! От Вездесущего Бога Адам и Ева прячутся в кустах!Однажды, когда я еще служил диаконом в Тамбовской епархии, мне довелось зайти в дом к одному из прихожан во время поста. И вот он решил меня угостить: “Отец диакон, у меня домашняя колбаска есть”. Увидев смущение на моем лице, он все понял, и хитро, но в то же время и по-доброму взглянув, сказал: “Я все понял. Сейчас сделаю, как надо!” Встал, подошел к иконам и занавесил их. Я спросил: “А оттуда не видно?” Он простодушно отвечал: “Нет, не видно. Я туда залазил, смотрел – не видно”.Это был простой поселянин, имевший весьма примитивное представление о религии, о Боге. Именно в этот момент я вспомнил, как Адам и Ева прятались в кустах. Но мы должны раз и навсегда уяснить для себя, что от Бога спрятаться невозможно! В Священном Писании сказано:Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет (Пс. 138, 8–12).Господь вездесущ. Господь все видит, Господь все слышит. Он знает любое, самое тайное движение нашей мысли, нашего сердца и чувств. Над нами всегда открыта книга, в которую записывается каждое наше деяние. Бог всегда видит нас, слышит каждого из нас. Диавол не является таким вездесущим: он может только наблюдать за нами. Поэтому не давайте лукавому повода узнать вас. Если, например, у вас есть какие-то греховные мысли, то это еще не значит, что диавол уже полностью овладел вами. Он выстроит определенный план, как увлечь вас ко греху, тогда, когда вы взором, внешними телодвижениями дадите ему понять, что с вами происходит. Но диавол знает также и то, что человек может во мгновение ока исправиться: для этого ему нужно только исповедаться. И когда вы, хорошо исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, идете из храма домой, бесы в ужасе разбегаются: они сразу теряют надежду вас погубить.Итак, Адам, находясь в поврежденном состоянии, прячется от Вездесущего Бога. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (Быт. 3, 9). Почему же вездесущий и всезнающий Бог спрашивает у Адама, где тот находится? Этот вопрос означает на самом деле не столько: “где ты?”, сколько: “с кем ты?” Господь спрашивает Адама: известно ли ему, как далеко удалился он от Бога, осознает ли он степень своего падения, догадывается ли он, к кому он стал теперь ближе?.. Адам ответил: …голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 10–11).Как нерадивому школьнику, Господь задает Адаму ряд наводящих вопросов: не догадается ли тот, что нужно ответить Богу в этой ситуации? Господь прямо взывает к совести Адама, показывает, в каком направлении тому надо идти, чтобы раскаяться. Ведь именно совесть – голос Божий, постоянно живущий в душе человека, – подсказала ему, что он наг, что есть причины, по которым он не может предстать перед Богом: Бог свят, а Адам – грешен. Если, согрешая тем или иным образом, ты еще испытываешь чувство стыда, если совесть твоя еще не сожжена, – значит, еще не все потеряно в деле твоего спасения. Ведь Бог пришел во время прохлады дня к падшему человеку именно для того, чтобы восстановить с ним прежние отношения. И если бы Адам ответил Господу своему: “Да, я ел от дерева, с которого Ты запретил мне есть, я грешен пред Тобою, Господи; мы ели вместе с женою моею и теперь вместе каемся!” – это означало бы, что Адам осознал свой грех, раскаялся в нем и вернулся к Творцу своему. Но, как мы уже сказали, первозданное человечество уже потеряло благодать. Вместо того, чтобы покаяться, Адам пытается выгородить себя: он прямо обвиняет в случившемся свою жену, а косвенно – даже Самого Бога: …Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Акцент, который Адам делает на том, что жена эта дана ему Богом, граничит с богохульством. Адам забыл собственные слова: …вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2, 23). Теперь он говорит совсем иначе, теперь это совсем иной человек: свою вину он пытается переложить на Творца. Представьте себе, что бы говорил Адам, если бы Ева была создана не из его ребра, а из праха земного, как и он сам!Далее Господь обращается к Еве, пытаясь найти покаянное чувство в ней. Может быть, с нее начнется дело спасения первозданного человечества? В Священном Писании сказано: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (Кор. 7, 16). Многие верующие жены, согласно слову Божию, действительно спасают своих неверующих мужей. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13).Итак, мы видим, что Адам сваливает вину на жену, косвенно обвиняя при этом Бога, а жена – на змея. Как же похожи мы на своих прародителей! Мы готовы обвинять кого угодно в своих собственных грехах, в своих заблуждениях, но только не себя самих; мы не можем признаться в том, что именно мы сами виноваты перед Богом, именно мы согрешили, именно мы от темени головы до подошвы ног покрыты грехами!Очень часто на исповеди я слышу оправдания вместо покаяния. Один говорит, что это родители довели его до такого бесстыдства, другой обвиняет друзей или соседей, третий – вообще посторонних людей... Но, несмотря на то, что мы готовы вместо себя обвинять всю вселенную, надо помнить, что в Судный день каждый из нас будет давать ответ перед Богом именно за свои поступки.Один старец, поясняя мне значение подлинной исповеди, сказал: “Подлинная исповедь – это когда ты обвиняешь только себя. Когда же ты показываешь пальцем на другого человека, помни, что три пальца показывают на тебя!” Наша падшая человеческая природа постоянно увлекает нас к самооправданию. А смысл исповеди – обвинить, обличить самого себя.Творец не спрашивает змея: “Змей, где ты, что ты сделал?” Из этого Церковь делает вывод, что покаяние для диавола невозможно. Если бы для диавола существовала возможность спастись, то Господь непременно использовал бы ее. Святой Иоанн Дамаскин свидетельствует о падших духах в своем “Точном изложении Православной Веры”: “...после падения для них невозможно покаяние, подобно тому, как и для людей оно невозможно после смерти”.В “Толковом Евангелии” сказано: “О, что сотворим, братие, егда никтоже будет предстоящий, ни помогающий: ни отец, ни мати, ни сын, ни дщи, ни внучата. Всякий бо тогда нужду свою имать, о других же пещися не может. Брат не может помощи тамо, ни сестра, ни друг, ни ближний, ни мудр познаваемый, ни имения злата, ниже ино что человеческое, но си вся непостоянно будут одержимы страхом и боязнью осуждения”.Именно сейчас, пока мы еще живы, пока не наступил страшный и нелицеприятный суд, человек с Божией помощью должен найти в себе самом смелость, чтобы осудить себя в грехах, совершенных им во дни его земной жизни. И в тот момент, когда мы, вопреки стремлению нашей падшей природы, станем не оправдывать, но осуждать себя, – в тот момент Сам Господь Бог станет оправданием нашим. Не об этом ли молился псалмопевец Давид: Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня (Пс. 118, 108)? Но наши прародители не пошли по пути самообвинения и покаяния.
Наказание
Четыре наказания Господь полагает согрешившему человечеству. Обращаясь к Еве, Он говорит: …Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3, 16–17). Кроме этого, Господь дает два общих наказания. Первое: …прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Таким образом, отныне, сколько бы ни прожил человек на земле, рано или поздно он все равно должен умереть. И второе: Господь изгоняет Адама и Еву из рая, а чтобы они не вернулись назад и не вкусили от древа жизни, Он ставит у ворот сада Едемского херувима с пламенным мечом в руке. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что херувим с пламенным, обращающимся мечом – символ враждебных отношений между людьми и Богом. Мир же между человеком и Творцом был восстановлен только тогда, когда Господь Иисус Христос, явившись ученикам Своим по воскресении из мертвых, сказал им: Мир вам! (Ин. 20, 21).Без сомнения, Бог не мог оставить изгнанных из рая наших прародителей без надежды на будущее спасение. И оттого прямо в раю прозвучало первое Евангелие, первая благая весть о спасении, о Господе Иисусе Христе. Слова первого Евангелия, как воинский клич, обращены к змию: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Кто здесь – “жена”, кто – “семя жены”, кто – “семя змия”? О чем тут идет речь? Здесь говорится о борьбе сил зла со Святой Церковью. Под женою святые Отцы понимают Святую Православную Церковь, непрестанно ведущую борьбу с семенем змиевым. Семя змия – это и плевелы на ниве Божией, и сыны погибели; это и сам антихрист, который будет вести великую брань против Святой Церкви. Но сказано, что семя жены будет поражать змия в голову, а змий – жалить его в пяту. Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом – Церковь в лице Главы ее, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.А о какой “пяте” идет речь: будешь жалить его в пяту? – Господь Иисус Христос нас ради человек и нашего ради спасения принял на себя немощную человеческую плоть, облекся в человеческое тело. И диавол через своих слуг истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к Кресту прибита, копьем прободена. Но это – все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе на Спасителя. В тот момент, когда на голгофском Кресте Иисус Христос воскликнул: Совершилось! (Ин. 19, 30), Он провозгласил победу над древним змием – ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет (Откр. 20, 1–3). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, пишет: “Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну”.Святой Иоанн Златоуст учит, что Господь сошел на землю для того, чтобы нас возвести на небеса, соделался человеком – чтобы нас сделать “богами”.Да, тайна спасения очень велика. Она была непостижима и для Адама, и для Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал на землю Того, Кого прикровенно нарек “семенем жены” (под “женой” святые Отцы понимают и Пресвятую Богородицу) – Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя “Ева”, которое Адам дал своей жене, его значение – “жизнь” – также свидетельствует о напряженности этого ожидания. Как обрадовалась Ева после рождения своего первого сына, воскликнув: Приобрела я человека от Господа! (Быт. 4, 1), и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца! Так Господь показал, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами для себя избрали; до конца пройти тот путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божией, от воли Творца и избрав волю диавола. И вся история человечества от изгнания из рая до пришествия в мир Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания спасения: вечной жизни в Боге и с Богом.
Salvation: Faith, Hope, Love
In the Orthodox Church, salvation is understood in a completely different way than in the Catholic or Protestant traditions. Unlike Protestants, we do not have a doctrine of "personal" salvation – in their understanding of this issue. Yes, the Scriptures speak of a person's personal responsibility to God: what does it profit a man if he gains the whole world, and loses his own soul? or what ransom shall a man give in exchange for his soul? (Matt. 16:26), and Revelation, presenting a picture of the Judgment of God, says: ... and every man was judged according to his works (Rev. 20:13). But Protestants teach that a person does not need the Church or its hierarchy for salvation – nothing or anyone. According to Orthodox teaching, man is saved in the Church and only in it; in Orthodoxy, the salvation of the individual is not thought of outside the Church, outside of her conciliarity. In general, the idea of conciliarity permeates everything in Orthodoxy. Look, for example, what the Apostle said about the seemingly private family life of a person: "But if anyone does not take care of his own, and especially of his household, he has denied the faith, and is worse than an unbeliever" (1 Tim. 5:8). It turns out that what we could call our "personal salvation" also depends on our relationships with our neighbors, on our relationships in the family. However, all the commandments of God regulate the relationship between man and man, or between man and God. After all, the Lord, as we said earlier, teaches us to pray with the words of the Lord's Prayer, and not "My Father" – here conciliar unity rises above the devilish egoism of an individual who is closed in on himself.On the other hand, the Catholic teaching about the special role of hierarchy in the matter of salvation is also unacceptable to the Orthodox. The clergy do not save the Church: they themselves are saved in it together with the rest of the people of God. And the only Savior of all is the Lord Jesus Christ.In the Orthodox understanding, the salvation of a person consists, as it were, of three stages. These are: redemption, sanctification, deification. These stages of spiritual growth correspond to three different virtues: faith, hope, and love. And also three different states of man in relation to God: slave, hireling, son.Let us consider these three stages in detail.The first stage is redemption. Redemption is effected by the blood of the Lamb of God, the blood of the Lord Jesus Christ. The Bible says that after the fall of our first parents, the Lord made them garments of leather (Gen. 3:21). According to the interpretation of the Holy Fathers, this means that then the first blood sacrifice was offered, the first sacrificial blood was shed, which foreshadowed the future redemption of mankind by the blood of the Son of God. And people dressed in the leather skins of sacrificed animals as a constant reminder, first of all, of the coming sacrifice. The stage of redemption corresponds to the biblical virtue – faith. And without faith it is impossible to please God; for it is necessary that he who comes to God should believe that He is (Heb. 11:6). So it is said in the Scriptures. And to this stage corresponds, in turn, the "social" position described in the Bible – the slave. The slave does not hope for a reward. A sinner who comes to God hopes only for mercy. It can be said that the entire Protestant world in its speculations stopped only at this level, although the Protestants did not really rise even to this level, but only moved further away from the mystery of redemption. For them, redemption through faith is the most important thing in salvation. "Only by faith can a man be saved," taught the heresiarch Martin Luther. (By the way, if we follow this vicious logic, then the demons should also be saved. After all, it is said in the Scriptures: "And the demons believe, and tremble" (James 2:19). The Bible says: "For the will of God is your sanctification" (1 Thess. 4:3). This stage corresponds to another biblical virtue – hope. Man does not simply believe, he hopes, he relies on the fruits of his faith, that faith which is the fulfillment of the hoped for and the assurance of things not seen (Heb. 11:1). This is, first of all, work, this is a way of life. A person here is a hired worker. Having attained a certain perfection in his active faith, he can already rely on what he has achieved through his prayers, fasting and good deeds. At this stage, the Catholic world stopped – and then only in its reasoning. In reality, the Catholics have not risen to either the first or the second stage.The third step in the matter of salvation is deification, a concept known only to Orthodox Eastern Christian theology. In the Sermon on the Mount, the Lord Jesus Christ says: ... be ye perfect, even as your Father in heaven is perfect" (Matt. 5:48). We can discuss with you what, for example, is the perfection of Moses: he did not steal, did not commit adultery, he was righteous, pious... But when are we called to the perfection of God?! What is it? We don't know what to say in response, but the Lord calls us to be like that.. The Bible says: God is love (1 John 4:8). Love is the mystical entry into the life of the Holy Trinity. Corresponding to this stage of salvation is no longer the "social" one, but the close, "family", kinship relationship of man to God – the son.Thus, salvation is the ascent in grace along the steps: slave, hireling, son; through virtues: faith, hope, love. Not a single Orthodox person can say about himself: "I am saved." Salvation is his life's work, but look at what is happening today. Imagine a huge, beautiful palace in which many people live. A disaster happened, the palace collapsed. And then a team of hack restorers appears, offering to restore it quickly and efficiently. These restorers are Protestants or Catholics who come to us with a "mission of salvation", but have no idea what and how to do. Simple-minded people trust them, but instead of a palace they build a primitive shack and say: "Ready, restored!" We have never understood salvation as it is taught at the Protestant (rationalist) or Catholic (scholastic) levels. Salvation is not only the rejection of drunkenness and drugs, external participation in the life of the parish, prayers, and fasting. Salvation is much more than that. We have heard what the first man was like before the Fall, to what heights the Lord called him, and we see how low he fell. But we also know that there is a second Adam (1 Cor. 15:45; 47-49) – the Lord Jesus Christ; we know why the Son of God came into this world. He came to revive humanity, to reveal the beginning of a new life, to give us a new nature. He came to take us to heaven. We all know, to one degree or another, that we are in need of grace-filled salvation. Each of us feels and realizes the need for change. With every cell of his body, a person feels that he needs changes. Our current state does not suit anyone! And even if someone should say that I am rich, have become rich, and have need of nothing, then it is the work of the Church to show that such a person is miserable and miserable, and poor, and blind, and naked (Rev. 3:17). The Word of God teaches us: Wherefore, as sin entered into the world by one man, and death by sin, so death passed on to all men, because in him all sinned (Rom. 5:12). Yes, we did all die in Adam, but by the grace of God, we must be resurrected in Christ!
* * *
And the devil, in his attempts to usurp the power of God, wriggles in different aspects of his fallen existence, and from the depths of hell, like silt from the bottom of the river, ancient and new temptations arise: humanism, feminism, falsely named knowledge, Freemasonry, democracy, communism, fascism, secularization, heresies, schisms... But how can it harm us, if together with the Psalmist David we exclaim: "If I walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for you are with me; Thy rod and Thy staff – they give me rest (Psalm 22:4). The Word of God is the rod that guides us to eternal life. Only the word of the Creator is a true lamp, shining in a dark place, until the day begins to dawn and the morning star rises in our hearts (2 Pet. 1:19).The holy Patriarch Hermogenes, seized by the Latins, who intended to starve him to death for his firm stand in the Orthodox faith, instructed his flock: "I bless all to die for Orthodoxy!" Orthodox people should remember this great testament of the Patriarch more often. And besides, when thinking about the fall of our first parents, we must as often as possible bring to mind the words of the holy king and prophet David, the words addressed to God: Try me, O God, and know my heart; test me, and know my thoughts; and see if I am not on a dangerous path, and direct me to the eternal path (Psalm 138:23-24).
Discourse on the Book of the Holy Prophet of God Daniel
In the Orthodox Church, salvation is understood in a completely different way than in the Catholic or Protestant traditions. Unlike Protestants, we do not have a doctrine of "personal" salvation – in their understanding of this issue. Yes, the Scriptures speak of a person's personal responsibility to God: what does it profit a man if he gains the whole world, and loses his own soul? or what ransom shall a man give in exchange for his soul? (Matt. 16:26), and Revelation, presenting a picture of the Judgment of God, says: ... and every man was judged according to his works (Rev. 20:13). But Protestants teach that a person does not need the Church or its hierarchy for salvation – nothing or anyone. According to Orthodox teaching, man is saved in the Church and only in it; in Orthodoxy, the salvation of the individual is not thought of outside the Church, outside of her conciliarity. In general, the idea of conciliarity permeates everything in Orthodoxy. Look, for example, what the Apostle said about the seemingly private family life of a person: "But if anyone does not take care of his own, and especially of his household, he has denied the faith, and is worse than an unbeliever" (1 Tim. 5:8). It turns out that what we could call our "personal salvation" also depends on our relationships with our neighbors, on our relationships in the family. However, all the commandments of God regulate the relationship between man and man, or between man and God. After all, the Lord, as we said earlier, teaches us to pray with the words of the Lord's Prayer, and not "My Father" – here conciliar unity rises above the devilish egoism of an individual who is closed in on himself.On the other hand, the Catholic teaching about the special role of hierarchy in the matter of salvation is also unacceptable to the Orthodox. The clergy do not save the Church: they themselves are saved in it together with the rest of the people of God. And the only Savior of all is the Lord Jesus Christ.In the Orthodox understanding, the salvation of a person consists, as it were, of three stages. These are: redemption, sanctification, deification. These stages of spiritual growth correspond to three different virtues: faith, hope, and love. And also three different states of man in relation to God: slave, hireling, son.Let us consider these three stages in detail.The first stage is redemption. Redemption is effected by the blood of the Lamb of God, the blood of the Lord Jesus Christ. The Bible says that after the fall of our first parents, the Lord made them garments of leather (Gen. 3:21). According to the interpretation of the Holy Fathers, this means that then the first blood sacrifice was offered, the first sacrificial blood was shed, which foreshadowed the future redemption of mankind by the blood of the Son of God. And people dressed in the leather skins of sacrificed animals as a constant reminder, first of all, of the coming sacrifice. The stage of redemption corresponds to the biblical virtue – faith. And without faith it is impossible to please God; for it is necessary that he who comes to God should believe that He is (Heb. 11:6). So it is said in the Scriptures. And to this stage corresponds, in turn, the "social" position described in the Bible – the slave. The slave does not hope for a reward. A sinner who comes to God hopes only for mercy. It can be said that the entire Protestant world in its speculations stopped only at this level, although the Protestants did not really rise even to this level, but only moved further away from the mystery of redemption. For them, redemption through faith is the most important thing in salvation. "Only by faith can a man be saved," taught the heresiarch Martin Luther. (By the way, if we follow this vicious logic, then the demons should also be saved. After all, it is said in the Scriptures: "And the demons believe, and tremble" (James 2:19). The Bible says: "For the will of God is your sanctification" (1 Thess. 4:3). This stage corresponds to another biblical virtue – hope. Man does not simply believe, he hopes, he relies on the fruits of his faith, that faith which is the fulfillment of the hoped for and the assurance of things not seen (Heb. 11:1). This is, first of all, work, this is a way of life. A person here is a hired worker. Having attained a certain perfection in his active faith, he can already rely on what he has achieved through his prayers, fasting and good deeds. At this stage, the Catholic world stopped – and then only in its reasoning. In reality, the Catholics have not risen to either the first or the second stage.The third step in the matter of salvation is deification, a concept known only to Orthodox Eastern Christian theology. In the Sermon on the Mount, the Lord Jesus Christ says: ... be ye perfect, even as your Father in heaven is perfect" (Matt. 5:48). We can discuss with you what, for example, is the perfection of Moses: he did not steal, did not commit adultery, he was righteous, pious... But when are we called to the perfection of God?! What is it? We don't know what to say in response, but the Lord calls us to be like that.. The Bible says: God is love (1 John 4:8). Love is the mystical entry into the life of the Holy Trinity. Corresponding to this stage of salvation is no longer the "social" one, but the close, "family", kinship relationship of man to God – the son.Thus, salvation is the ascent in grace along the steps: slave, hireling, son; through virtues: faith, hope, love. Not a single Orthodox person can say about himself: "I am saved." Salvation is his life's work, but look at what is happening today. Imagine a huge, beautiful palace in which many people live. A disaster happened, the palace collapsed. And then a team of hack restorers appears, offering to restore it quickly and efficiently. These restorers are Protestants or Catholics who come to us with a "mission of salvation", but have no idea what and how to do. Simple-minded people trust them, but instead of a palace they build a primitive shack and say: "Ready, restored!" We have never understood salvation as it is taught at the Protestant (rationalist) or Catholic (scholastic) levels. Salvation is not only the rejection of drunkenness and drugs, external participation in the life of the parish, prayers, and fasting. Salvation is much more than that. We have heard what the first man was like before the Fall, to what heights the Lord called him, and we see how low he fell. But we also know that there is a second Adam (1 Cor. 15:45; 47-49) – the Lord Jesus Christ; we know why the Son of God came into this world. He came to revive humanity, to reveal the beginning of a new life, to give us a new nature. He came to take us to heaven. We all know, to one degree or another, that we are in need of grace-filled salvation. Each of us feels and realizes the need for change. With every cell of his body, a person feels that he needs changes. Our current state does not suit anyone! And even if someone should say that I am rich, have become rich, and have need of nothing, then it is the work of the Church to show that such a person is miserable and miserable, and poor, and blind, and naked (Rev. 3:17). The Word of God teaches us: Wherefore, as sin entered into the world by one man, and death by sin, so death passed on to all men, because in him all sinned (Rom. 5:12). Yes, we did all die in Adam, but by the grace of God, we must be resurrected in Christ!
* * *