Беседы о вере и Церкви
Митрополит Антоний: Я
думаю, что это исторически неправильно; я думаю,
что христианская вера началась с момента, когда у
каких-то людей — у апостолов, у нескольких
женщин, которые пришли ко гробу Спасителя после
Его распятия и смерти, у все увеличивающегося
количества людей — был непосредственный опыт, то
есть реальный опыт того, что Тот, Кого они видели
в руках Его врагов,
Тот, Кого они видели умирающим на кресте и
лежащим во гробе — ЖИВ, среди них. Это не поздний
догмат, это одна из первых вещей, о которых
говорит Евангелие; это основной мотив, основная
тема евангельской проповеди: что Христос жив, и раз
Он жив, все остальное делается достоверным,
правдоподобным; Он, значит, действительно то, что
Он о Себе говорил и что они о Нем думали. Я думаю,
что как раз наоборот: это не довод, который
позднее был выдуман или приведен сознанию людей
для достижения пропагандистских целей, это —
первичная вера, без этого ученики просто
разбежались бы, как разбитое войско, как
разогнанное стадо, и были бы уже окончательно
уничтожены.
Анатолий Максимович:
Естественная реакция, другими словами?
Митрополит Антоний:
Что значит "естественная реакция"? Я Вас не
понял.
Анатолий Максимович:
Другими словами, тот факт, что после смерти
Христа Его ученики почувствовали, что Он жив,
было естественной реакцией на Его смерть ?
Митрополит Антоний:
Это не то что "естественная реакция";
реакция — это было бы внутреннее переживание. То,
о чем здесь идет речь, это целый ряд физических
явлений: скажем, жены мироносицы видели и
физически, руками своими трогали живое тело
воскресшего Христа; апостолы, когда Христос
явился среди них, были так же изумлены и
недоверчивы, как Вы сейчас; но Христос им сказал: