Беседы о вере и Церкви

не бойтесь, Я — не дух, не привидение, у

привидения нет плоти и костей, как у Меня; дайте

мне что-нибудь съесть... И перед ними ел (Лк.24,36-43).

Апостол Фома был приглашен коснуться Его (Ин.20,27). В конце

евангельского рассказа евангелисты настойчиво

говорят о том, что раз за разом им пришлось

обнаружить факт, что умерший несколько дней до

того Христос — жив во плоти, физически среди них.

И это их удивляло не меньше, чем современного

человека.

Анатолий Максимович:

Но почему Вы говорите, что без этого ученики

разбежались бы, оказались бы разогнанными? Разве

этического учения Христа не было достаточно для

того, чтобы сплотить их?

Митрополит Антоний:

Мне кажется, что центр всего Евангелия не в

этическом учении.

Анатолий Максимович:

Не может быть!

Митрополит Антоний:

Этическое учение — производное и почти

второстепенное для меня. Мне кажется, что для

христианина абсолютный центр Евангелия —

историческая личность Христа, Который был и Бог,

и человек, и если это изъять, то учение Христа

является одним из учений, которое можно

воспринимать в большей или меньшей мере. Ученики,

может быть, и остались бы вместе как этическая

группа, но никогда бы не вышли на проповедь о

Христе. Апостол Павел говорит, что вся его

проповедь заключается в проповеди о Христе

распятом и воскресшем, что если не воскрес

Христос, то Его ученики — самые несчастные из

людей, потому что они строят свое мировоззрение и

жизнь на фантазии, на галлюцинации, на лжи (1 Кор.,

гл. 15).

Анатолий Максимович:

Почему же на галлюцинации и на лжи? — строят на

определенных этических принципах. Ведь это —

принципы, которые явно стоило проповедовать.

Неужели Вы можете себе представить, что если бы