Беседы о вере и Церкви

из года в год обновляется и остается современной

и своевременной из поколения в поколение; это

вопрос о том, что такое вера, как к этой вере

приходят и как вера стоит перед темой сомнения.

Постепенно, за столетия

успокоенного христианства, у нас сложилось

представление о вере, которое не соответствует

ее существу. Вера — не мировоззрение; есть

мировоззрение, которое соответствует вере, но

самое существо веры — это не система понятий.

Слово вера значит разные вещи; первичное

значение слова вера — доверие; второе —

верность; дальше — то содержание веры, которое мы

обыкновенно называем верой и которое является

результатом того, что через доверие Богу и

верность Ему мы познаем Его и делаемся уже

способными о Нем что-то сказать; но начинается

это не с понятий, а с лица.

Отцом верующих назван

Авраам (Гал. 3,7); и когда вчитываешься в его жизнь,

поражает, что его вера прежде всего — можно

сказать, исключительно — была совершенным,

неограниченным доверием к Богу, и из этого

доверия к Богу рождалось с Ним общение, и из этого

общения вырастало знание о Боге, Какой Он есть.

Вера Авраама заключалась не в том, что он сначала

получил какие-то сведения о Боге и в них уверовал,

а в том, что он с самого начала, туманно, но вместе

с этим с громадной силой, встретился лицом к лицу

с Живым Богом. Он верил не во что-то, а в Кого-то, и

в этом, может быть, и есть самое существо веры.

Если наша вера есть вера в

Кого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленные

против нее, не могут ее поколебать; если же вся

наша вера заключается только в том, что мы верим в

те или другие богословские, или полубогословские

или просто суеверные предпосылки, они могут быть

колеблемы, причем суеверие держится крепче, чем

богословские выкладки.

И вот вспомните Авраама,

первую его встречу с Богом, как Господь его по

имени позвал: Аврам! Голос был такой