Беседы о вере и Церкви
с этим с громадной силой, встретился лицом к лицу
с Живым Богом. Он верил не во что-то, а в Кого-то, и
в этом, может быть, и есть самое существо веры.
Если наша вера есть вера в
Кого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленные
против нее, не могут ее поколебать; если же вся
наша вера заключается только в том, что мы верим в
те или другие богословские, или полубогословские
или просто суеверные предпосылки, они могут быть
колеблемы, причем суеверие держится крепче, чем
богословские выкладки.
И вот вспомните Авраама,
первую его встречу с Богом, как Господь его по
имени позвал: Аврам! Голос был такой
своеобразный; это не был просто один из голосов
человеческих, он прозвучал не только в его ухо;
это имя Аврам ударило его в сердце, и он узнал
непосредственным чутьем, что с ним говорит Бог.
И первое, что ему сказал
Бог: Оставь свое родство, оставь страну, в которой
ты родился и живешь, и иди, куда Я тебя поведу...
(Быт. 12,1). Тема доверия: потому что Бог ему ничего,
в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то,
что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь,
туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я не
объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает,
это что с ним говорит Бог; он знает, что от него
требуется уйти; он знает, что он куда-то будет
приведен; но только отрицательное ему опытно
известно: бросить родную землю; бросить родные
пепелища; отойти от своих близких, от всей семьи,
от всего своего народа. А то, что будет, —
известно только в общих каких-то чертах, то есть
именно в порядке того, что мы называем верой,
доверием: куда Я тебя поведу... И в это требование можно
верить, только если оно исходит от лица
говорящего; в такой мере можно довериться тому,
кто говорит, а не какому-нибудь руководящему
принципу.
И вот Авраам идет, находит
землю обетованную; и тут Господь ему обещает
сына, который будет началом великого, несметного