Беседы о вере и Церкви
знаем, как это кончается: Господь заменил Исаака
животным; это — дело Божие; но дело Авраама было
— совершенная вера, понятая именно как доверие:
безграничное, полное, спокойное доверие. Причем
"спокойное": не без боли, не без ужаса, не без
содрогания. Но только такое доверие давало
возможность не то чтобы превозмочь, а оставить
душу совершенно открытой и для боли, и для чуда.
И в Евангелии, вопрос,
который Христос ставит в области веры, это именно
вопрос о том — как ты относишься ко Мне; не к Моим
обетованиям, а ко Мне лично. Вы, наверное, помните
рассказ о том, как Христос на пути в Иерусалим
говорил Своим ученикам, что Ему надлежит идти во
Святой Град, быть предану в руки грешников, быть
убиену и воскреснуть. И в этот момент двое из Его
учеников вышли к Нему: Дай нам сесть одесную и
ошуюю Тебя! (Мк. 10,37). Во всем, что Христос
говорил о восхождении Своем в Иерусалим, о
грядущих страстях, о воскресении после страшной
голгофской смерти, они услышали только то, что
относилось к ним: Он воскреснет. Он победит; и
тогда Он будет царем, и тогда настанет наша
очередь торжествовать... Они совершенно
пропустили страшное благовестие о страстях и
смерти. Они пережили только то, что касалось их, а
мимо Христа и Его судьбы — прошли. И вот они
просят, чтобы когда настанет победа — забывая,
какой ценой она будет получена, — сесть им по
правую и левую руку Христа в славе Его... Христос
им не отказывает, Он подводит их к самому сердцу
беседы и спрашивает: способны ли вы, готовы ли вы
погрузиться в этот ужас, в который Я буду
погружен, креститься тем крещением, каким Я буду
креститься (по-гречески слово, которое мы
переводим "крещение", значит просто
"погружение с головой")? Другими словами:
готовы ли вы остаться при Мне, когда ночь сойдет и
ужас окутает Меня? Пребудете ли вы со Мной в Моей
оставленности, когда Я буду побежден, поруган,
убит ? Пройдете ли вы через все то, что есть Моя
судьба, пока Я не стану победителем? И ученики