Беседы о вере и Церкви
вероучительной подготовки; в Деяниях же
апостольских (8, 26-39) мы читаем рассказ о том, как
Филипп встретил евнуха, читавшего Исаию, и ему
объяснил, что Тот, о Котором говорится в книге
Исаии — Христос. Этот человек каким-то чудом,
прозрением этому поверил, уловил какую-то
несомненную убедительность в том, что говорил Филипп, и
говорит: Вот здесь вода, что мне мешает
креститься? Все, что он знал вообще о Евангелии,
это то, что Иисус Христос есть тот самый Муж
скорбей, Который описан в конце 52 и в 53 главе
Исаии. Вся его вера была только в личность Христа,
о Котором, в сущности, он знал так мало по
сравнению с тем, что средний культурный европеец
может знать. Но это было личное: он Христа нашел, и
на этом можно было совершить его крещение.
И в этом отношении,
например, в Послании апостола Павла к римлянам, в
шестой главе, которая относится именно к
крещению, говорится о том же: можно крестить
человека, который умирает со Христом и оживает с
Ним, человека, который в себе носит мертвость
Иисуса Христа и вечную жизнь Иисуса Христа; и
нельзя крестить человека, который приобрел точку
зрения на жизнь, где есть место для Бога, для
Христа, для Церкви, для таинств и для других
объектов. Вот почему можно было, в разные века,
крестить людей с очень разным богатством знания,
конкретной, умственно разработанной веры: не в
этом дело. Тот, кто умер со Христом, кто ожил с Ним,
принадлежит иному миру; тот же, кто только имеет
об этом представление и считает, что это
достаточно достоверно и убедительно, или кто
просто слишком ленив, чтобы поднимать вопросы, и,
живя в обществе, которое не ставит этих вопросов,
самотеком удовлетворяется этим наследством, —
не христианин еще.
И если исходить из этого,
тогда можно подойти к вопросу о вере и тогда
легче отличить веру от легковерия и суеверия.
class="postLine">Суеверие отличать от веры я сейчас не буду; это
дело простое. Но легковерие — дело гораздо более