Беседы о вере и Церкви
опасное и сложное, потому что оно более
прикрытое. Поколениями христиане живут в
значительной мере легковерием; легковерием в том
отношении, что они получают наследственно, друг
от друга, из предыдущих поколений или из глубины
веков уже готовую веру; но веру не в смысле
доверия, о котором я сейчас говорил, а веру в
смысле предложений, относящихся к Богу,
относящихся к человеку, к миру, к
взаимоотношениям Бога и твари.
И часто такая вера, когда
проблем нет, когда ничто ее не колеблет, когда
ничто не ставит ее под вопрос, вполне устойчива;
но в тот момент, когда на нее налетит буря, такая
вера уже устоять не может. Вера, которая
заключается только в том, чтобы без разбора, без
критики, спокойно — потому что нет противоречий
или нет других запросов — воспринять то, что
передано предыдущими поколениями, может легко
распылиться, потому что она не основана на
личном, живом опыте. И это, я повторяю, часто
столетиями и есть вера тысяч и миллионов
христиан — и не христиан тоже. Такая вера подобна
наследству, которое человек получает: другие
трудились; вышли из ничего; горбом, трудом
заработали, копейка за копейкой; наконец
передали своим потомкам какое-то богатство. А
потомки этим богатством живут; они его принимают
легко; но если поднимется какая-то буря, они
воссоздать такое богатство неспособны. И это
чрезвычайно важно в наше время, потому что вера,
основанная на опыте, может устоять; вера же,
которая, заключается только в том, что мы по
наследству получаем какие-то понятия о Боге, или
о себе, или о мире, не может устоять.
И тут я хочу сделать двоякое отступление.
Часто, особенно на Западе, в протестантском мире
говорят о христианах как о народе Божием. Народ
Божий это тот народ, который имеет в руках
Священное Писание Ветхого и Нового Завета,
который это Священное Писание знает, который
старается по нему жить. Так ли это? Можно ли