Беседы о вере и Церкви
об этом слово живое, из недр церковного сознания
и личного церковного опыта.
И, с другой стороны, когда
в стадии как бы немного дальше от этой коренной,
основной веры дело доходит до провозглашения тех
или других истин о Боге, опять нам надо
задуматься: что основное в нашем благовестии, в
нашей вере, а что является — не второстепенным, а
вторичным; не второстепенным в том смысле, что мы
можем это откинуть как неважное, а вторичным,
потому что оно — производное от других, более
основных истин. Ответ, я думаю, который родился в
течение тысячелетий, во все периоды гонений,
притеснений Церкви Христовой, таков: есть истины,
за которые надо жить и умирать; есть вторичные
истины или второстепенные истины, за которые нельзя,
за которые мы не имеем права жить и умирать.
Есть предание человеческое, которое может быть
очень ценно на своем месте, но ради которого
нельзя раздирать единство Церкви или умирать.
Вспомните старообрядческий раскол или столько
западных разделений: сейчас Западный мир
разделился, распылился больше чем на две тысячи
христианских вероисповеданий, по признаку одной
какой-то детали, в которую люди вцепились и из
которой они сделали центр благовестия, тогда как
центр благовестия — Христос, Он — Истина, Бог,
Жизнь. Критерий, который мне был раз дан
человеком, имевшим право так говорить, таков: все
то в нашей вере, в нашей церковной практике, в
нашем церковном мышлении, что нельзя сопоставить
с Тайной Вечерей, с ужасом Гефсиманской ночи, со
славой Воскресения, с Вознесением Спасителя, все
то, что нельзя поставить рядом с этими событиями,
потому что это слишком мелко, — надо
рассматривать с осторожностью. Истины веры, то
содержание веры, которым можно жить и умирать,
именно совпадает, включается в Тайную Вечерю, в
Гефсиманскую ночь, в Голгофскую жертву, в победу
Воскресения, в славу Вознесения, в новую жизнь,
данную Духом Святым.
Эти два замечания — о