Беседы о вере и Церкви
своих движений, своей воли — мы всецело
совпадаем с этим опытом, мы целиком превращаемся в созерцание, мы
не можем ни анализировать, ни разбирать, в чем
заключается этот опыт, и не можем за собой
следить и сознавать, что же с нами происходит. Это
то, что Феофан Затворник [4] называл
"блаженным пленом души", когда человек весь
оцепеневает, весь совпадает с этим опытом и
только живет в Боге и Богом. И вот Макарий
говорит, что если у Бога была бы забота только о
человеке, который удостоился такого
созерцательного состояния, оно бы никогда не
прекратилось; но, — говорит Макарий Великий, —
Бог имеет заботу
тоже и о тех, которые не дошли до этой духовной
глубины или духовной высоты; и поэтому Он
отступает на один шаг от Своего избранника, так,
что слабеет этот опыт, и человек приходит в себя.
Если взять образ (этот образ не принадлежит
Макарию Египетскому), можно так себе представить:
иногда поднимается море к берегу и поднимает на
своих волнах челнок; и пока море высоко, челнок
колеблется на водах; а потом море начинает
отходить, и челнок снова садится на песок, — вот
что случается. Но есть какой-то момент, когда этот опыт
переживаемого Бога уже стал настолько
прозрачным, что человек себя снова сознает, и в
этот момент он переходит из опыта в область веры,
как ее определяет Апостол в 11-й главе Послания к
евреям: уверенность в вещах невидимых... Опыт уже
перестал быть актуальным, это уже не видение, это
уже не созерцание, это уже не состояние; но
сознание того, что это состояние только что было,
что это созерцание еще трепещет в душе человека,
таково, что уверенность его совершенна,
хотя самое созерцание или предмет этого
созерцания стал теперь невидим. Это область веры:
мгновение, когда человек открывает, что ушло
видение, а уверенность вся еще тут.
Такого рода опыт мы
находим в Ветхом Завете, в Новом Завете, например,