Беседы о вере и Церкви

И тут можно подойти к

вопросу двояко — можно подойти с верой или без

веры. С верой — это значит, что, видя тусклое это

окно, видя потухшее лицо, видя человека, который

снова стал "как все", мы можем улыбнуться в

душе и сказать: это обман, я знаю, какой он на

самом деле, он был мне явлен, хоть на одно

мгновение, в неповторимой глубине и красоте... Или

можно, наоборот, посмотреть, пожать плечами и

сказать: как жалко, я обманулся, я думал, что этот

человек — нечто особенное, на самом деле — нет,

это было просто мое настроение... И тут от нас

зависит сохранить в себе уверенность в вещах

невидимых иди ради видимого отвергнуть то

невидимое, которое так значительно. Бог так не

поступает по отношению к нам. Возьмите два

примера.

Встреча Христа Спасителя

с апостолом Петром после Воскресения Христова

(Ин. 21, 15-19).

Петр трижды от Него отрекся; при первой их

встрече можно было ожидать — говоря

по-человечески, — что Христос его спросит: Не

стыдно ли тебе? Каешься ли? Просишь ли ты

прощения? Хочешь ли ты снова стать Моим

учеником?.. Христос этого не говорит; Он ему

говорит: Любишь ли ты Меня больше остальных,

больше, чем остальные Меня любят?.. Если мы

вспомним другое место Евангелия, где Христос

говорит: Кому больше прощается, тот больше

любит (Лк. 7, 47), — то

это вопрос очень сильный: Сознаешь ли ты, Петр,

что тебе должно проститься больше, чем кому-либо

из других учеников? Способен ли ты ответить

большей любовью на большую любовь, на большее

прощение, на большее сострадательное милосердие

Божие?.. И Петр говорит: Да! Люблю Тебя! —

потому что в это мгновение встречи он не может

вспомнить того, что было еще так недавно, в ночь,

когда взяли Христа; все, что он переживает сейчас

— это встреча со Христом, живая встреча; о чем же

говорить? Все остальное, словно кошмар, сон,