Беседы о вере и Церкви

уже не бьет через него, и уже нет красок, нет

линий, а есть только серое пятно в стене. Если

вернуться к этим образам, встает перед нами

вопрос о сомнении: то, что я видел — реально? Или

это был сон? мечта? мое желание, проектированное

на реальность? Это есть — или этого никогда не

было?..

Слово сомнение

состоит из двух частей: со и мнение, мнить

одновременно две разные вещи. Сомнение мы

воспринимаем всегда — во всяком случае, верующие

— трагично: вдруг все заколебалось; то, что

казалось безусловным, несомненным, начинает

двоиться, — и мы делаем громадную ошибку, двоякую

ошибку.

Во-первых, сомнение

относится не к Самому Живому Богу, а к тому, что мы

о Нем думали, как мы себе Его представляли; Живой

Бог от нашего сомнения не меняется. А во-вторых,

мы напрасно боимся, потому что сомнение нам

говорит не: "А вдруг Бога нет, а вдруг все то, во

что я верил, не существует", а говорит только:

" Ты думал младенчески, пора тебе начать думать

по-взрослому;

у тебя были детские представления, пора тебе

составить представления взрослые; ты думал о

Боге примитивно, думай о Нем глубже, истинней".

Сомнение является для

ученого орудием его труда. Когда он собрал в

горсть все существующие разрозненные факты, он

старается их соединить между собой в

какую-нибудь теорию, общее представление. Если он

хороший ученый, как только он это сделал, он

начинает ставить свое собственное представление

под вопрос, начинает спрашивать себя: нет ли

логической ошибки в моем построении, нет ли

передергивания, нет ли чего-нибудь

непродуманного и недодуманного, нет ли

где-нибудь трещины? И еще: если он всего этого не

находит, он начинает искать новые данные, от

которых рухнет его представление, потому что ему

не его представление дорого, а та реальность,