Беседы о вере и Церкви
решение, Вы начинаете с того, что Вы его
стремитесь как можно более тщательно или как
можно более честно продумать, а затем
обращаетесь к Богу с молитвой. Эта
мне
представляется просто продолжением первого
процесса, другими словами, Вы продолжаете думать,
но, по-видимому. Вы начинаете думать уже в
каком-то ином состоянии.
Митрополит Антоний: Я
бы сказал, что думать я перестаю, а начинаю слушать
и прислушиваться как можно более внимательно...
Анатолий Максимович: К
чему?
Митрополит Антоний: К тому, что
прозвучит во мне...
Анатолий Максимович: В том-то и дело!
Митрополит Антоний:
Да, разумеется, я не ожидаю какого-то голоса
извне. Видите, тут такой момент, который я не могу
передать, который относится к внутреннему
сознанию: иногда прорываешься до какой-то
глубины и сознаешь, что дошел до новой глубины в
себе самом; а минутами такое явственное, сильное,
яркое чувство, что в тебе заговорил иной, что
тебя направляет некто отличный от тебя; и вот
этого я не могу передать, в том же смысле, в
котором нельзя передать субъективное
переживание иначе как субъективное. Я не могу его
"объективировать", я не могу доказать его
объективность — и однако, эта объективность
порой для меня очень яркая, ясная. Бывает, что я
нахожусь перед какой-нибудь проблемой и ставлю
себе вопрос; но бывают моменты, когда человек
ничего не ищет — и вдруг войдет в это сознание
внезапного присутствия Божия, вдруг ощутит, что
он находится перед Богом, что Бог тут. Это мой
собственный первичный опыт, почему я и стал
верующим: в момент, когда я хотел доказать себе,
что нет Бога,
что Евангелие — чушь сплошная, что не во что
верить, что смысла жизни нет — вдруг мне стало