Беседы о вере и Церкви

но, по-видимому. Вы начинаете думать уже в

каком-то ином состоянии.

Митрополит Антоний: Я

бы сказал, что думать я перестаю, а начинаю слушать

и прислушиваться как можно более внимательно...

Анатолий Максимович: К

чему?

Митрополит Антоний: К тому, что

прозвучит во мне...

Анатолий Максимович: В том-то и дело!

Митрополит Антоний:

Да, разумеется, я не ожидаю какого-то голоса

извне. Видите, тут такой момент, который я не могу

передать, который относится к внутреннему

сознанию: иногда прорываешься до какой-то

глубины и сознаешь, что дошел до новой глубины в

себе самом; а минутами такое явственное, сильное,

яркое чувство, что в тебе заговорил иной, что

тебя направляет некто отличный от тебя; и вот

этого я не могу передать, в том же смысле, в

котором нельзя передать субъективное

переживание иначе как субъективное. Я не могу его

"объективировать", я не могу доказать его

объективность — и однако, эта объективность

порой для меня очень яркая, ясная. Бывает, что я

нахожусь перед какой-нибудь проблемой и ставлю

себе вопрос; но бывают моменты, когда человек

ничего не ищет — и вдруг войдет в это сознание

внезапного присутствия Божия, вдруг ощутит, что

он находится перед Богом, что Бог тут. Это мой

собственный первичный опыт, почему я и стал

верующим: в момент, когда я хотел доказать себе,

что нет Бога,

что Евангелие — чушь сплошная, что не во что

верить, что смысла жизни нет — вдруг мне стало

совершенно ощутимо ясно, что я нахожусь в

присутствии живого Христа. Конечно, Вы можете

сказать, что это была галлюцинация, это был бред,

это была иллюзия и...

Анатолий Максимович:

По-моему, Вам просто пришла в голову мысль —

простите за такое прозаическое определение.