Беседы о вере и Церкви

якобы даже получает удовлетворение от того, что

Ему постоянно лгут. Такого Бога, по-моему, нет и

быть не может. Тем не менее, я упоминаю об этом,

потому что, насколько можно судить и по личным

наблюдениям в повседневной жизни, и по ходу всей

истории, были и есть верующие, которые именно так

себе и представляют Бога. Это совершенно не

вяжется с моим представлением о том, каким Бог

должен быть.

Митрополит Антоний: Я

думаю, что ничего не могу сказать против

отрицания такого Бога. Мне вспоминается

маленькая книжечка Бердяева "О достоинстве

христианства и недостоинстве христиан", где он

выводит именно эту мысль... Что Вы хотели сказать,

когда сказали: "Бог, Который хочет, чтобы Ему

лгали или Который допускает, что Ему бесконечно

лгут, и этим удовлетворяется"?

Анатолий Максимович:

От верующих часто приходится слышать, что они

оправдывают себя перед Богом чисто формальным

образом, и это значит, что они лгут себе и другим,

и, конечно, Богу, потому что лгать себе это то же

самое, что лгать Богу; и думать, что Бог

удовлетворится такой ложью, по-моему, безбожно и

даже кощунственно.

Митрополит Антоний:

Да, я с этим согласен.

Анатолий Максимович: Я

хотел бы добавить, что я, например, не могу себе

представить, что Бог предпочитает одно

вероисповедание другому, что Он считает верующих

людьми лучше неверующих. Не может быть, чтобы у

Бога не было столько ума, чтобы не понять, что это

неправильно; а тем не менее, от верующих

приходится часто слышать, что они считают себя

лучше, чем неверующие.

Митрополит Антоний:

Да. В общем, получается так: представление,

которое Вы получаете о Боге через верующих,

просто кощунственно и Вас возмущает.

Анатолий Максимович: