Беседы о вере и Церкви

вяжется с моим представлением о том, каким Бог

должен быть.

Митрополит Антоний: Я

думаю, что ничего не могу сказать против

отрицания такого Бога. Мне вспоминается

маленькая книжечка Бердяева "О достоинстве

христианства и недостоинстве христиан", где он

выводит именно эту мысль... Что Вы хотели сказать,

когда сказали: "Бог, Который хочет, чтобы Ему

лгали или Который допускает, что Ему бесконечно

лгут, и этим удовлетворяется"?

Анатолий Максимович:

От верующих часто приходится слышать, что они

оправдывают себя перед Богом чисто формальным

образом, и это значит, что они лгут себе и другим,

и, конечно, Богу, потому что лгать себе это то же

самое, что лгать Богу; и думать, что Бог

удовлетворится такой ложью, по-моему, безбожно и

даже кощунственно.

Митрополит Антоний:

Да, я с этим согласен.

Анатолий Максимович: Я

хотел бы добавить, что я, например, не могу себе

представить, что Бог предпочитает одно

вероисповедание другому, что Он считает верующих

людьми лучше неверующих. Не может быть, чтобы у

Бога не было столько ума, чтобы не понять, что это

неправильно; а тем не менее, от верующих

приходится часто слышать, что они считают себя

лучше, чем неверующие.

Митрополит Антоний:

Да. В общем, получается так: представление,

которое Вы получаете о Боге через верующих,

просто кощунственно и Вас возмущает.

Анатолий Максимович:

Ну, я бы не сказал — через всех верующих, верующий

верующему рознь. Вы упомянули о Бердяеве;

представление, которое я получаю о Боге, читая

Бердяева, конечно, не является кощунственным. Но

меня всегда удивляло, что Церковь,

священнослужители не прилагают достаточных

усилий для того, чтобы внедрить среди верующих правильное