Беседы о вере и Церкви

Анатолий Максимович: Я

хотел бы добавить, что я, например, не могу себе

представить, что Бог предпочитает одно

вероисповедание другому, что Он считает верующих

людьми лучше неверующих. Не может быть, чтобы у

Бога не было столько ума, чтобы не понять, что это

неправильно; а тем не менее, от верующих

приходится часто слышать, что они считают себя

лучше, чем неверующие.

Митрополит Антоний:

Да. В общем, получается так: представление,

которое Вы получаете о Боге через верующих,

просто кощунственно и Вас возмущает.

Анатолий Максимович:

Ну, я бы не сказал — через всех верующих, верующий

верующему рознь. Вы упомянули о Бердяеве;

представление, которое я получаю о Боге, читая

Бердяева, конечно, не является кощунственным. Но

меня всегда удивляло, что Церковь,

священнослужители не прилагают достаточных

усилий для того, чтобы внедрить среди верующих правильное

представление о Боге.

Митрополит Антоний: А

можно Вас спросить: каким должен быть Бог и каким

мы должны Его представлять верующим?

Анатолий Максимович [очень быстро,

категорично]:

Умным. В первую очередь — умным. Кроме того, Бог

считается олицетворением этики, олицетворением

добра; почему Он допускает зло — это другой

вопрос; но ведь нельзя же считать религиозные

войны добром? — а тем не менее, такие войны

происходили; ведь нельзя же считать мелочные

сплетни о неверующих среди верующих добром? Это

же явное зло! Не в таком масштабе, как религиозные

войны, но тем не менее это и есть зло. Так что,

по-моему, Бог должен руководствоваться разумом —

потому что для меня разум и добро это одно и то же.

Вы, конечно, можете мне сказать, что пути Господни

неисповедимы, что мы не можем понять Божьего

разума, не можем понять Божьих побуждений. С

точки зрения верующего человека это, пожалуй,