Беседы о вере и Церкви
приходится часто слышать, что они считают себя
лучше, чем неверующие.
Митрополит Антоний:
Да. В общем, получается так: представление,
которое Вы получаете о Боге через верующих,
просто кощунственно и Вас возмущает.
Анатолий Максимович:
Ну, я бы не сказал — через всех верующих, верующий
верующему рознь. Вы упомянули о Бердяеве;
представление, которое я получаю о Боге, читая
Бердяева, конечно, не является кощунственным. Но
меня всегда удивляло, что Церковь,
священнослужители не прилагают достаточных
усилий для того, чтобы внедрить среди верующих правильное
представление о Боге.
Митрополит Антоний: А
можно Вас спросить: каким должен быть Бог и каким
мы должны Его представлять верующим?
Анатолий Максимович [очень быстро,
категорично]:
Умным. В первую очередь — умным. Кроме того, Бог
считается олицетворением этики, олицетворением
добра; почему Он допускает зло — это другой
вопрос; но ведь нельзя же считать религиозные
войны добром? — а тем не менее, такие войны
происходили; ведь нельзя же считать мелочные
сплетни о неверующих среди верующих добром? Это
же явное зло! Не в таком масштабе, как религиозные
войны, но тем не менее это и есть зло. Так что,
по-моему, Бог должен руководствоваться разумом —
потому что для меня разум и добро это одно и то же.
Вы, конечно, можете мне сказать, что пути Господни
неисповедимы, что мы не можем понять Божьего
разума, не можем понять Божьих побуждений. С
точки зрения верующего человека это, пожалуй,
понятно; но поскольку у нас представления о
Божьем разуме нет и, по-видимому, быть не может, мы
должны руководствоваться теми этическими
нормами, которые Бог, по мнению верующих,
установил, и ожидать от Бога, что Он ими тоже
руководствуется, а не наказывает людей за то, что
они не подчиняются каким-то формальным правилам,