The good part. Conversations with monastics
Вопрос. Батюшка, может быть, Вы ответите на этот вопрос. Действительно у многих возникает чрезмерная забота о здоровье, и от этого человек совершенно расслабляется; получается, что мы пришли сюда как бы затем, чтобы его сохранять. Был такой чрезмерный уклон у некоторых. Может быть, расскажете, как поступать?
Ответ. Вот-вот: "Все болезни от нервов". Раньше люди смирялись, боролись с гневом, а сейчас все лечат нервы. Как поступать? К доктору обратиться. И доктор пропишет лекарства от разных страстей: от гнева, от уныния. От уныния возбуждающее, от гнева - успокаивающее.
Вопрос. Батюшка, вот у некоторых теория, что если как-то чрезмерно себя утруждать, подвизаться, то можно быстро потерять здоровье и человек умрет, не успев побороться со страстями, что из-за этого надо здоровье беречь.
Ответ. Конечно, к своему здоровью надо относиться разумно, но не нужно из этого делать предлог для нерадения. Необходимо не то чтобы беречь здоровье, а, так сказать, разумно его расходовать. Святитель Игнатий пишет, что есть четыре вещи, которые сами по себе безгрешны, но являются поводом для нарушения заповедей: деньги, вино, излишнее здоровье и лица другого пола; от неразумного отношения к этим четырем вещам появляются все грехи. В том числе святитель Игнатий включает сюда и излишнее здоровье. Для чего мы постимся, для чего совершаем поклоны и каким-то образом удручаем плоть? Для того, чтобы избавиться от излишних физических сил, чтобы сделать свою плоть немощной, чтобы легче было ею овладеть и покорить духу. А тут мы вдруг начинаем беречь здоровье. Для чего его беречь? Апостол Павел, например, говорит про некоторых вдовиц, которые обильно себя питали, что они заживо умерли (см. 1Тим.5:6). Вот что получается. Конечно, не надо уклоняться в неразумные подвиги, но не нужно впадать и в другую крайность - в нерадение. Уж лучше действительно потерять здоровье, чем иметь его избыток. Что будет от этого избытка? Как правило, возбуждение блудной страсти, гневливость, уныние и лень. Хотя, конечно, уныние и лень могут быть и от перегрузки, но могут быть и от пресыщения: когда человек объестся, ему хочется поспать. Нужно найти золотую середину. Разумеется, мы не способны, еще раз говорю, к тем подвигам, к которым были способны древние подвижники. Но какое-то ограничение себя, какое-то воздержание, какое-то смирение своей плоти необходимо даже самому немощному. В особенности пост, и в особенности для юных. Это очень важно.
Вопрос. Батюшка, что делать, если у человека болит спина, а ему кажется, что забота об этом будет саможалением, и он не может угомониться?
Ответ. Для этого существуют врачи. Если болезнь действительно есть, значит, нужно к себе как-то снисходить. Бывает, что к естественной болезни примешивается и бесовское наваждение, это может быть. Это тонкая вещь. Тут необходимо много молиться, просить у Бога вразумления и, конечно, постоянно советоваться. Но есть совершенно обычные вещи. Однако когда человек приходит к врачу и ему говорят, что одно у него от нервов и другое у него от нервов, - то по-русски это называется "от воображения". Что значит от нервов? Как бы никакой болезни нет, и значит надо лечить нервы. Получается, что человек должен постоянно пить успокоительные лекарства, а что произойдет в конце концов? Он станет почти что наркоманом и будет ходить, как прибитый.
Вопрос. А разве нервы не могут болеть?
Ответ. Что значит нервы? Когда, допустим, человек не может спать, или когда у него аппетит плохой, или беспокойство, - тогда можно сказать, что это зависит от нервов. А когда человек гневается, то дело не в нервах, а в гневе.
Вопрос. Батюшка, а было ли у кого-то из святых нервное расстройство?
Ответ. Ну вот, например, у святителя Тихона Задонского. Но он лечился от нервов тем, что ушел в монастырь, косил траву, трудился. И у него от этого нервы успокаивались.
Вопрос. Батюшка, святитель Игнатий в некоторых письмах пишет, что у него тоже было какое-то нервное расстройство. А что это значит?
Ответ. Действительно, такая болезнь может быть, но нервное расстройство - это не значит гневливость. У человека могут быть какие-то боли, простуда нервов допустим, может быть бессонница или, в том числе, нервное расстройство. Гневливость же - это совсем другое. Почему у святителя Тихона Задонского было нервное расстройство? Он управлял огромной епархией, чуть ли не всей Донской областью. Там было необузданное казачество, невоспитанное духовенство, и когда он пытался ввести какую-то строгость, то встречал сопротивление. В конце концов его оклеветали и уволили. От переутомления, от всего этого у него и случилось нервное расстройство. Но оно не выражалось в гневливости. То, что он, как архиерей, строго обращался со своим келейником, нельзя назвать гневливостью; да потом он и от этого отказался и стал обходиться со всеми очень мягко. Ну, а святитель Игнатий мы также ничего не знаем про его гневливость. У него расстройство нервов выражалось в какой-то болезненности, может быть, в какой-то немощи, изнеможении. Я это шутя сказал, что все болезни от нервов. Я имел в виду не то, что нет нервных болезней, а то, что на нервную болезнь часто списывают, во-первых, гневливость, а во-вторых, - болезнь воображаемую, когда другого диагноза поставить просто не могут. Человек поддается мнительности: "ой, я переутомилась!" - а поскольку врач этого объяснить не может, но и не доверять тоже не может - он начинает думать, что же это такое, и говорит: "наверное, это нервы". Вот что я имел в виду.
Вопрос. Батюшка, я читала, что от скрытого депрессивного состояния у человека тоже появляются какие-то болезни. Начинают лечить болезнь как болезнь, а нужно лечить его психическое состояние.
Ответ. Ты и подтверждаешь то, что я говорю. Существует так называемая психотерапия: человеку во время доверительного разговора, беседы, пытаются как-то объяснить его душевное состояние, пытаются научить его, как себя вести. Но зачем нам прибегать к таким способам, когда у нас есть другая "психотерапия": исповедь, духовный совет. Западный мир отказался от исповеди, а нужда в этом была. Вот и появилась так называемая исповедь для безбожников - психоанализ. Конечно, смысл ее совсем в другом. Если мы учим человека бороться со своими страстями, то там учат, как человеку приспособиться ко всем своим порокам, и считают, что все, в принципе, нормально, лишь бы ты не беспокоился.