Архимандрит Митрофан (Ярославцев Михаил Владимирович, генерал-майор) (1883-1954)

Вселенские соборы [62] ставили решения по потребностям того времени и для пресечения ересей; они не исчерпали всего христианского учения.

Церковь - здание, основанное Христом Спасителем на камне веры и строящееся до скончания мира; работа, стройка - то замедляется, то возобновляется с новой силой.

Ныне в мире кризис материализма, а за ним будет великий расцвет христианства, духовной жизни; жаль, что я не доживу до него.

Принцип вселенскости затемнен у многих православных глубоким провинциализмом и обособлением отдельных национальных церквей (болеют только своей болью); это скверный пример еврейской ветхозаветной национальной церкви.

Богословие не инвентарная опись творений Св. Отцов и Соборов, а развитие христианского вероучения; Церковь Бога Жива...

Об экуменизме [63]. Всякое единение прекрасно, всякий мир хорош, но главная задача Православной Церкви указана Самим Христом: "проповедуйте Евангелие всей твари". Исповедуя свою веру не только словами, но и делами, мы, православные, привлечем к себе сердца инославных; это более трудный путь, тернистый, узкий, но единственный, а идти широким путем - механического соединения и уступок - не церковный, не по стопам Христа и Апостолов.

Прислуживание известному строю, хотя бы и наилучшему, подчинение социальным условиям - грех для пастыря, который без компромиссов должен служить только евангельской истине; Церковь надмирна, все же государства и общества временны. Но Родина - понятие высокое и Господь Иисус Христос пришел, прежде всего, к погибшим овцам дома Израилева.

Надо стараться не подменить сущность веры стенопоклонением, не равнять внешнее с внутренним содержанием евангельской истины, не отцеживать комара устава и не поглощать "верблюда" христианского духа. Мы, пастыри, призваны не столько охранять, как развивать и разъяснять учение Церкви, выделяя евангельскую сущность от бытовых и традиционных форм укоренившейся жизни. В церковной жизни должны быть не покой, а движение, энергия; вера не пассивна, а активна, аскетизм для себя и социальное служение для других - для ближних, а над всем молитвенность, - служение духом и истиной.

Патриотические стремления возвышенны, но все же неизмеримо ниже евангельских целей; как земля и небо.

Согласие в любви - главное в жизни Церкви; "Да будут вси едино, как Ты Отче во Мне и я в Тебе..." Все христиане деятельные, активные члены Св. Церкви, а не одни только пастыри. "Нас же всех - от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся - соедини друг ко другу...", во Образ Пресвятыя Троицы (Свят. Василия Вел. Литургия).

Молясь с некоторыми людьми, бывает очень трудно возносить Господу молитвы: это их окаменевшие души - как твердейшая стена - погрузившиеся в житейские пристрастия, - препятствуют.

Я грешный человек и недостоин Господнего милосердия, молюсь о живых и умерших родных, знакомых, пасомых, а то и просто о тех, кто по слухам, находятся в несчастье, или умерли без покаяния, молюсь и обо всем грешном мире, о утешении войн, распрей и стихийных бедствий. Рад буду, если Господь спасет всех, возрадуюсь, если услышит и мою молитву. Если Господь помилует меня, Его Святая воля, если же за мое нечестие ввержет меня в бедствия, а затем и в геенну огненную - да будет благословенно Имя Его!

Мы зачастую стремимся представить себе Православие, как чисто русскую веру, забывая о его вселенскости, такое представление умаляет величие православной веры. У Бога нет пасынков, для Него одинаковы все верующие - русские, евреи, французы и т.п. Православие собирает в одну вселенскую семью все народы, оберегая свойственный каждому из них оттенок внешнего исповедания веры.

Неистинного христианина легко узнать; он хочет верующим считаться и в то же время сохранить любовь к земным благам. Христиане не выполняют правил Церкви, отходят от Таинств, живут не по Божьи, но в несчастье приходят в Церковь и возмущаются, если Она ставит Свои правила, а то и отказывает в просьбах особым преступникам.