Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Все, что беспокоит и как бы подмывает сердце в его основании, томит его, - от диавола происходит, ибо он есть вечное беспокойство и томление. Господь есть покой сердца. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Сколько страстей, столько беспокойства и томления; сколько пристрастий, столько острых стрел, пронзающих сердце, и столько омрачения. Большую часть жизни человек находится в душевном омрачении.

Помысл самохвальства, самоуслаждения пришел, говори: ничтоже есмь; все благое во мне соделывает благодать Божия. Что имаши, егоже неси приял (1 Кор. 4, 7)? Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Если пришел помысл гнушения каким-либо членом ближнего или своим, - говори: весь человек есть прекрасное дело рук Божиих; все в нем устроено добро зело. Се вся добра зело (Быт. 1, 31).

Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1-2), а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет (Акафист Иисусу Сладчайшему кондак 8). В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам (Ин. 14, 2). Наше житие на небесах есть (Флп. 3, 20). Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Мф. 5, 3, 20). Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть царствие Божие (Лк. 18, 16). Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны - Тело и Кровь? Эта цель - дарование нам Царствия Небесного. Стремись же к нему.

Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению дьявола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания как страдания за имя Христово, и радуйся в страданиях своих, благодаря Бога; ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа! Аминь. Противься диаволу неотложно.

Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите (оскорбил ли кто тебя, тяжело ли тебе - снеси это), и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 1-2).

Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поколику она жива, прочна ли ее жизнь, и если благополучна здешняя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, - например, верою, - есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, - делами добрыми, кротостию, смирением, незлобием, правдолюбием и честностию, воздержанием, целомудрием, милосердием, терпением, покорностию, трудолюбием и проч.? В противном случае, вся работа твоя суетна: душа много делает, может быть, достойных удивления вещей, но сама погибнет. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 17, 26)?

День есть символ скоротечности земной жизни: наступает утро, потом день, затем вечер, и с наступлением ночи и день весь пришел. Так и жизнь пройдет. Сначала младенчество, как раннее утро, потом отрочество и мужество, как полный рассвет и полдень, и затем старость, как вечер, если Бог даст, а затем - неизбежно смерть.

Человек где ни бывает, но потом все домой возвращается.

Божии человеки; что все земные обязанности, дела, суть поделия, а настоящее дело - спасение души, исполнение заповедей Христовых, очищение сердца.

Как любить Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостию, всем помышлением? Всем сердцем, т.е.

Как превратен сей свет!

Кто разрешит это видимое противоречие? Один Бог. Мы можем только гадать.

Дерзкий к человеку, дерзок бывает и к Богу, каковы многие из нас.

выместить на нем. Уважай же человека, спасай его; береги и себя: не раздражайся, не озлобляйся, не завидуй, не обижай, не лги, не любодействуй, не кради и проч.