Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Сердце тонко, легко, духовно, небесно по природе своей - береги его; не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержан в пище и питье и вообще в удовольствиях телесных. Сердце - храм Божий. Кто растлит храм Божий, того растлит Бог (1 Кор. 3, 17).

Будь христианином в сердце, т.е.

О как дорого оценил душу нашу, спасение ее, Господь наш Иисус Христос, сошедши для нас с небес, восприяв на себя душу и тело наше, пострадавши ужасно и умерши за нас! Как же я ценю свою душу, спасение ее вечное? О, не умею ценить и не научился доселе соответствовать любви моего Спасителя, весь прилепившись к земле, весь отдавшись лености и страстям различным. Как быть в тебе любви Божией, Царствию Божию, когда в твоем сердце царствует любовь земная - сластолюбие, корыстолюбие и гордость? Невозможно дотоле, пока не распнешь плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24); ибо никтоже может двема господинома работати (Мф. 6, 24) и любовь мира сего вражда Богу есть (Иак. 4, 4). Не любите, сказано, мира, ни, яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Ин. 2, 15-17).

Не они ли у пророка Давида вопиют на нас ко Господу: помногу исплонихомся уничижения; наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых (Пс. 122, 3-4)? И, конечно, рано или поздно их жалобный вопль на небо дойдет. Что я говорю? Давно уж дошел до ушей Господа Саваофа, и подвигнет гнев Его на нас и праведное мщение.

Доселе я не оскудевал ни в чем, милую других, не оскудею и до конца, ибо Господь тойже вчера и днесь (Евр. 13, 8). Не напрасно сказано: рука дающаго не оскудеет. Доселе Господь приращал мне блага временныя, а не отнимал их. Славлю щедроты Господни, богатый промысл Его.

Ты представитель веры и Церкви, о иерей, ты представитель Самого Христа Господа; ты должен быть образцом кротости, чистоты, мужества, твердости, терпения, возвышенного духа. Ты делаешь дело Божие, и ни пред кем не должен упадать духом, никому не должен льстить, раболепствовать, и считать дело свое выше всех дел человеческих.

Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном суде Христовом. Да для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся чрез здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном суде Христовом. Это первое побуждение к искреннему покаянию, и притом непременно ежегодному. Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, давать отчет. Второе побуждение составляет спокойствие: тем спокойнее будет на душе, чем искреннее исповедь. Грехи - тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо; они не дают ему покоя, непрестанно сосут его сердце; грехи - колючее терние, бодущее непрестанно душу; грехи - духовная тьма. Кающиеся должны приносить плоды покаяния.

Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: царство небесное силою берется (Мф. 11, 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная.

Ах, братия мои! Не все ли мы скоро исчезнем с лица земли и будем, как бы небывшие? Где же дела любви? Где исполнение заповедей Творческих? Где дух Христов в нас? Где незлобие, где смирение, где любовь к душам, где беспристрастие к временному? Где ревнование о духовных благах? Суетные, глупейшие мы люди! Исказили мы образ душ наших, исказили жизнь свою, превратили, вверх дном поставили ее. Вместо Христа диаволу угождаем.

Это тихое, прекрасное, усеянное звездами небо представит из себя некогда ужасное зрелище, пред явлением Господа с небесе. О, грешники, поучайтесь ежедневно зрелищем неба, когда можно поучаться. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе (Мф. 24, 29).

Есть, братия христиане, жизнь истинная, действительная, и есть жизнь мнимая, ложная.

Первая жизнь есть непрестанная смерть духовная, вторая - непрестающая жизнь духа.

Господь сказал о Церкви Своей: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Это сказано как о пастырях Церкви, или иерархии церковной, и о всех истинно верующих, так и о всех Таинствах, о всех догматах, заповедях св. православной веры, и о всех чинопоследованиях Таинств, напр. Литургии, Священства, Брака, Крещения, Миропомазания, Елеосвящения, которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно. Вот как тверда Церковь, основанная Господом! Помни эти слова Господни и ни мало не колеблись, совершая какое-либо Таинство. Будь как адамант тверд.

Люблю я молиться в храме Божием, особенно в св.