Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: царство небесное силою берется (Мф. 11, 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная.

Ах, братия мои! Не все ли мы скоро исчезнем с лица земли и будем, как бы небывшие? Где же дела любви? Где исполнение заповедей Творческих? Где дух Христов в нас? Где незлобие, где смирение, где любовь к душам, где беспристрастие к временному? Где ревнование о духовных благах? Суетные, глупейшие мы люди! Исказили мы образ душ наших, исказили жизнь свою, превратили, вверх дном поставили ее. Вместо Христа диаволу угождаем.

Это тихое, прекрасное, усеянное звездами небо представит из себя некогда ужасное зрелище, пред явлением Господа с небесе. О, грешники, поучайтесь ежедневно зрелищем неба, когда можно поучаться. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе (Мф. 24, 29).

Есть, братия христиане, жизнь истинная, действительная, и есть жизнь мнимая, ложная.

Первая жизнь есть непрестанная смерть духовная, вторая - непрестающая жизнь духа.

Господь сказал о Церкви Своей: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Это сказано как о пастырях Церкви, или иерархии церковной, и о всех истинно верующих, так и о всех Таинствах, о всех догматах, заповедях св. православной веры, и о всех чинопоследованиях Таинств, напр. Литургии, Священства, Брака, Крещения, Миропомазания, Елеосвящения, которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно. Вот как тверда Церковь, основанная Господом! Помни эти слова Господни и ни мало не колеблись, совершая какое-либо Таинство. Будь как адамант тверд.

Люблю я молиться в храме Божием, особенно в св.

О, как блаженна душа с Богом! Церковь истинно земной рай.

Что для человека всего ужаснее? Смерть? Да, смерть. Всякий из нас не может без ужаса представить, как ему придется умирать и последний вздох испускать. А как терзаются родители, когда умирают их любезные дети, когда они лежат пред их глазами бездыханными? Но не страшитесь и не скорбите, братия, чрез меру.

Грех нелеп и гибелен.

Таков всякий грех - гордость, злоба, зависть и пр.

Должно убить в себе земную любовь, любовь (страсть) к земной плотской красоте, к сластям, к корысти, к плоти своей, к чести, и оживить любовь к небу - истинному отечеству, к душе - небесной гражданке, к добродетели, - возненавидеть все, что любит плоть, возлюбить, что она презирает, чего она страшится (напр. размышление о смерти, о суде), или нищету, больных, страждущих.

Но горько сожалей о смеющихся над словами и делами веры и благочестия, правды, о противящихся добру, которое ты делаешь и которое хочешь насадить в других. Да сохранит тебя Бог озлобляться на них, ибо они жалки и достойны слез. - Слава Тебе, Боже, Спасителю мой, избавивший меня от тиранства страстей, по молитве моей.

Бывая в храме, помните, что вы находитесь в живом присутствии Господа Бога, стоите пред лицем Его, пред очами Его, в живом присутствии Божией Матери, св. Ангелов и Церкви первородных, т.е. праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и праведных, и всех святых. Память и сознание этого всегда имейте, бывая в храме, и стойте с благоговением, охотно, сердцем участвуя в богослужении.