Православие и современность. Электронная библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И ПОНЯТИЙ-ПО

Благовещение - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога-Слова (Лк 1, 26-38). С догматической точки зрения Благовещение - важнейший момент священной истории: прекращение действия закона и начало действия благодати (со слов архангела "радуйся, Благодатная!"), т.е. смена заветов. Празднуется с IV века (свидетельство Афанасия Великого). Праздничные каноны составлены в VIII веке Иоанном Дамаскиным и в IX веке - Феофаном, митрополитом Никейским. Изображения "Благовещения" известны с V века; икона "Благовещение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Благодать (греч. - харизма) - особое свойство Бога, делающее возможным умонепостигаемое единство Творца и твари, сила Божья, через которую совершается спасение. Понятие "благодати" играет важнейшую роль в ряде новозаветных текстов (Рим III, 21-26, Рим V, 12-21, в особенности Ин 1, 16-18 и др.), где благодать прежде всего противопоставляется закону (имеется в виду закон, полученный Моисеем от Бога на горе Синай) и выражает качественно новую ступень общения с Богом, достигнутую через воплощение и искупительную жертву.

Боговоплощение - один из основных христианских догматов, обозначающий центральный момент истории Божественного Домостроительства, действие любви Бога во имя человеческого спасения. В соответствии с ветхозаветными пророчествами - явление в мир второго лица Троицы, Сына Божия Логоса в человеческом образе. Определяется порядком откровения Бога в мире, исходящим от Отца, осуществляемым в Сыне и завершенным в Св. Духе. Представление о воплощении полностью сформулировано уже в Новом Завете (Ин 1, 1-18). Цель воплощения - победа над грехом и смертью через искупительную жертву - т.е. спасение человека (Ин III, 16-17).

Богочеловек - догматическое определение второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Символе Веры и определениях Вселенских соборов. Сформулированное в процессе ожесточенной богословской полемики, это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ - божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем. На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицей.

Богоявление - одно из названий двойного христианского праздника, относящегося к числу двунадесятых и установленного в воспоминание о двух одновременно произошедших событиях: Крещении Иисуса Христа в водах Иордана и явлении при Иордане всех трех лиц Св.Троицы - Бога-Отца в гласе ("Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"), Иисуса Христа и Св. Духа в виде голубя (Мф 111,13-17, Мк 1, 9-11, Лк III, 21-22). Отмечается 6(19) января. До V века под общим названием "Богоявление" отмечались совместно Рождество и Крещение. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Изображения крещения Христа в Иордане наряду с изображениями новообращенных христиан, над которыми совершается таинство крещения, известны уже в живописи катакомб; икона "Богоявление" ("Крещение") входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Борис и Глеб (в крещении - Роман и Давид) - святые мученики-страстотерпцы, первые среди святых русской православной церкви. Русские князья, сыновья св.равноапостольного князя Владимира Святославича. Вскоре после смерти Владимира были злодейски убиты по приказу сводного брата Святополка, захватившего великокняжеский престол. Канонизированы в 1071 году при Ярославе Мудром. Древнейшие жития Бориса и Глеба создаются на рубеже ХI-ХII веков - это "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" Нестора Летописца и анонимное "Сказание, страсть и похвала ев. мучеников Бориса и Глеба". Память 2 (15) мая.

В

Василий Великий (329 - 379 гг.) - святитель, один из отцов церкви. С 362 г. - пресвитер, с 371 г. - архиепископ Кесарии Каппадокийской. Активный участник церковной жизни и богословской полемики, глава т.н. Ново-Никейской школы, борец с ересями. Автор поучений на "Шестоднев" (1 глава Книги Бытия) и псалмы, монашеских правил, назидательных сочинений и множества посланий. Один из создателей христианской космологии. Внес значительный вклад в учение о Св. Троице, разработав совместно с Григорием Богословом понятия "усии" (сущности) и "ипостаси", которые, вслед за неоплатониками, понимал как соотношение общего и особенного в Боге. Это позволило преодолеть противоположные ереси арианства и савеллианства и подготовило решения II Вселенского (Константинопольского) Собора. В послании "О Духе Святом" особо утверждал личную природу Св. Духа и доказывал его равенство двум другим лицам Св. Троицы, Создатель особого чинопоследования Божественной литургии, известного как литургия Василия Великого. Память 1 (14) января.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 21 ноября (4 декабря) и установленный в воспоминание о введении трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм и посвящении ее Богу (во исполнение обета, данного по ее рождении). Описание этого события отсутствует в канонических текстах, оно известно из т.н. "Протоевангелия Иакова" и других апокрифических источников. Установлен не ранее VIII века. Праздничные каноны составлены Григорием Никомедийским и Василием Пагариотом. Икона "Введение во храм" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Велум (лат. - парус) - в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах ("Рождество Богородицы", "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Сретение") символизирует собой преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Иконография велума восходит к античности.

Вербное Воскресенье - см. Вход в Иерусалим.

Ветхий Завет - собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, создававшееся с XIII по III-II вв. до Р.X. и составляющее первую часть христианской Библии. Понятие "завет" (договор) восходит к древнейшим иудео-израильским представлениям о договоре между Богом и людьми, причем Бог дарует "избранному народу" обетованную землю, а народ обязывается соблюдать данный Богом закон. Ветхий Завет включает в себя книги исторического содержания, книги пророков, а также назидательные, философские, символико-аллегорические сочинения и собрания молитв (см. Псалтирь). Согласно христианской традиции, Ветхий Завет раскрывает только первый этап откровения Бога в мире, но вместе с тем содержит прообразы всех последующих актов: воплощения, искупительной жертвы и победы над смертью - и событий грядущих: второго пришествия, конца мира, Страшного Суда и т.д. Поэтому ветхозаветные тексты принято толковать не буквально, а в символическом духе. Кроме того, 11 ветхозаветных книг, входящих в состав Библии, не считаются каноническими (Товита, Иудифи, Премудрости, Маккавейские и др.) и рассматриваются только как исторические или назидательные.