Православие и современность. Электронная библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И ПОНЯТИЙ-ПО

Авраамий Смоленский, преподобный (вторая половина XII - начало XIII века) - русский святой. Принял пострижение в монастыре Пресвятой Богородицы в Селище (близ Смоленска). Изгнан из монастыря завистниками. Был подвергнут епископскому суду и оправдан. В последние годы жизни управлял монастырем св. Игнатия. Общерусское почитание с 1547 года. Последователь палестинской ветви восточного монашества, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Житие Авраамия, составленное, по преданию, его учеником Ефремом, известно только по спискам XVI - XVII веков. Память 21 августа (3 сентября).

Агиография (греч. - описание святых) - раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых, а также литературного, исторического, археологического, литургического и народно-культового материала, связанного с ними.

Агнец (лат. - ягненок) - 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении праздника Пасхи - (Исх XII, 3-11, Числ IX, 10-12, Втор XVI, 2-6).

2. Иносказание непорочности Иисуса Христа и Его искупительной жертвы за людские грехи (Ис 1-111, 7, Ин 1, 29, 36). Образ закланного агнца - Христа, чья искупительная жертва дает Ему право снять печати с Книги жизни, играет исключительно важную роль в христианской эсхатологии (Откр V, 6).

3. Часть просфоры, которая вырезается на проскомидии и преобразуется затем в тело Христово.

Акафист (греч. - пение несидальное) - особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов)сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери. Акафист было принято слушать стоя (в современной церковной практике - стоя на коленях).

Акафист Пресвятой Богородице - хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя составлен он был, по всей вероятности, несколько раньше, в V-VI веках. Первая половина акафиста (до кондака VII) посвящена изложению новозаветных событий, происходивших при участии Богородицы (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Поклонение пастырей, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Сретение), остальная часть текста - прославление Христа и Богоматери. Иллюстрации Акафиста появляются в монументальной живописи и иконописи, начиная с XIV века, сначала в Сербии, а затем в России. К этому же времени относятся первые иллюминированные рукописи Акафиста.

Алексей, человек Божий (V век) - один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и набожных родителей, покинувший родительский дом в день собственной свадьбы. Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в Эдессе и еще семнадцать - в Риме, в доме собственных родителей, оставаясь неузнанным. Один из самых ярких примеров христианского терпения и смирения в подвиге добровольной нищеты. Древнейшее житие восходит к V-VI векам. Память 17 (30) марта.

Алексий, митрополит (между 1293-98 - 1378 гг.) - русский святой. Сын черниговского боярина Федора Бяконта. Пострижение принял в 1304 году в московском Богоявленском монастыре. В 1340 году назначен помощником митрополита Феогноста, затем епископ владимирский, митрополит с 1354 года. После смерти Симеона Ивановича Гордого был наставником князя Дмитрия Ивановича (св. Дмитрия Донского) и фактическим главой правительства. Поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями, выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать отдельную митрополию в Киеве, был сторонником соглашения с Золотой Ордой, куда ездил дважды. Основатель четырех московских монастырей: Чудова, Спас-Андрониковского, Алексиевского и Симонова. Погребен в кремлевском Чудовом монастыре. Обретение мощей - 1431 год, общерусское почитание с 1448 года. Память отмечается трижды: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня) - обретение мощей и 5 (18) сентября - совместно со святителями московскими Петром, Ионой, Филиппом и Гермогеном.

Амвон (греч. - восхожу) - возвышенное место посреди храма перед Царскими Вратами, с которого диакон провозглашает ектению, читает Евангелие, а священник произносит проповеди. Обозначает ту гору, с которой проповедовал Христос (Нагорная проповедь), и тот камень, с которого ангел благовествовал женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мф XXVIII, 5-8, Мк XVI, 1-8, Лк XXIV, 1-9).

Аналои (греч.) - особый стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест или иконы.

Анафора (греч. возношение) - особая молитва (канон), являющаяся основной частью литургии и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры возношение (поднятие над престолом) приготовленных для причащения Святых Даров.

Ангелы (греч. - вестники) - бесплотные существа, созданные Богом для исполнения Его воли и служения Ему; посредники между миром "горним" и миром "дольним". Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат "О небесной иерархии" содержит описание трех ангельских иерархий, каждая из которых делится на три чина.

Высшая иерархия, предстоящая Богу "без посредства прочих": серафимы (евр. - пламенеющие) - наделенные пылкой стремительностью и силой очищения; херувимы (евр. - излияния мудрости) - способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим; престолы - "неподвижно и твердо прилепленные к Богу", раболепно Ему служащие, носящие Его. Средняя иерархия, отражающая принцип Божественного мировладычества и "совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чины первой иерархии": господства - наделенные даром преобразования в подобие Бога себя и всё, подчиненное им; силы - стремящиеся к восприятию Божественной энергии и обнаруживающие мужество и крепость во всех своих действиях; власти - уподобляющиеся источнику Божественной власти, устраивающие духовное владычество Бога.