«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но гору-то сдвинуть относительно легко, гораздо сложнее сдвинуть человека. Каждый из нас по опыту знает, что перемыть полы в доме намного легче, чем прочитать правило ко святому причащению, хотя вроде стоишь, читаешь, ничего не делаешь. Гораздо легче что-нибудь делать руками, чем своим сердцем. Поэтому гору сдвинуть с места на место - это ерунда, это не составляет большого труда. Гораздо труднее передвинуть человека с пути плотского на путь духовный. Но и это возможно, и эти чудеса будет совершать Господь по нашей молитве и по нашей вере.

Поэтому нужно молиться Богу постоянно и долго, чтобы Господь нашу веру укрепил, укрепил и веру в промысл Божий, укрепил и терпение, научил нас смирению, чтобы наша молитва не осталась без плода и мы могли бы и сами от духов нечистых избавиться, и помочь близким нашим. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,

20 марта 1988 года

Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской

За Божественной литургией мы читали два Евангелия и два Апостола: воскресное и посвященное Марии Египетской, память которой сегодня празднуется. Воскресное Евангелие от Марка повествует о том, что однажды, когда Господь Иисус Христос был на пути в Иерусалим, Он подозвал учеников и "начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет".

Господь говорит о том, что с Ним произойдет, и как ученики реагируют на это? "Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн" - из двенадцати это самые преданные, самые любимые, глубоко Его понимающие, избранные из избранных, те, которые с Ним были всегда и везде, в самые важные, ответственные моменты Его земной жизни. Подошли "и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей". Он им говорит о том, что Его распнут, оплюют, избиют, отдадут язычникам на поругание, а они говорят: "дай нам сесть... одному по правую сторону, а другому по левую". То есть апостолы, еще не просвещенные полнотой благодати Духа Божия, не понимают, в чем заключается христианство, что значит быть учеником Христовым.

Все израильтяне ждали, что придет Мессия и спасет еврейский народ. Но так как в основном они были люди плотские и душевные, то воспринимали это всё буквально. Коли Израиль был в то время порабощен римлянами, значит, Мессия будет освободителем, римлян выгонит, Сам станет царем, Своих учеников, естественно, министрами сделает. И вот Иаков и Иоанн, видя, что Господь их особенно выделяет из других учеников, говорят: сделай нас самыми приближенными к Тебе, самыми высокопоставленными людьми в том грядущем государстве, которое Ты устроишь. Он сказал: вот восхожу в Иерусалим - а они решили: в Иерусалим входит, значит, сейчас Он будет брать власть в Свои руки. Хотя Он говорит им совершенно о другом, но это проходит мимо их ушей, совершенно не застревает. Господь говорил им неоднократно, что Царствие Его не от мира сего, это Царствие духовное, и спасает Он не от всяких политических передряг и порабощения политического, а спасает от порабощения греховного, и эта свобода гораздо важней, гораздо дороже, потому что главное - свобода внутренняя. Но ученики этого вместить не могли.

То же самое часто происходит и с нами. Все приходящие в храм в основном, в своей массе до сих пор никак не усвоят самую главную истину христианства: что Царствие Христово не от мира сего и что Господь пришел на землю, чтобы спасать грешников от греха. Поэтому люди обращаются к Богу во всякой скорби: когда какая-то в душе смута, или в доме ссора, или болезнь, или произошло несчастье с самим, или с дочерью, или еще с каким-то родным человеком,- и просят у Бога успокоения телесного и успокоения душевного; просят, чтобы Господь помог устроить то, что им необходимо в данный момент. Конечно, по молитве этих людей Господь, как любящий Отец, им помогает. И для многих Бог превращается в бюро добрых услуг. Вот у меня болит - значит, надо поставить свечей на такую-то сумму, подать столько-то записок, чтобы болезнь прошла. То есть у людей создается впечатление, что Бог для того и существует, чтобы только нам не болеть, чтобы только мы не дрались, не ругались, не ссорились, чтобы нас на работе никак не ущемляли, чтобы мы скорей квартиру побольше получили и так далее.

Господь говорит Иакову и Иоанну, что Он будет распят, что Его будут бить, что Он будет оплеван, но для них это неважно, им нужно стать двумя самыми главными визирями, министрами. Так же и мы часто не понимаем, что Господь на землю пришел не для того, чтобы нам расширить жилплощадь, не для того, чтобы у нас давление кровяное понизилось, не для того, чтобы у нас в семье порядок самопроизвольно возник,- нет, не для этого. Господь пришел спасти нас от греха, и путь к этому спасению идет через самоотречение: чтобы в это Царствие духовное войти, человек должен кровь свою отдать.

И дальше Господь им говорит: "не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна". Почему они стали негодовать? Не потому, что они не поняли того, что Господь говорил о Своем крестном страдании; не потому, что они не поняли, что путь к Царствию Небесному лежит через страдания, а потому, что они захотели стать выше Иакова и Иоанна, то есть позавидовали им и стали спорить с ними: куда, мол, вы лезете, надо быть более скромными. То есть опять их вопль был не в защиту Господа, а в защиту своих временных интересов.

"Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть б'ольшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих". Господь тут же воспользовался случаем, чтобы им раскрыть важную христианскую истину, которая заключается вот в чем: Господь может дать нам все то, что мы у Него ищем, но Он пришел на землю совсем не для этого. Господь пришел, чтобы мы из грешников стали святыми, а не просто были счастливыми, беззаботными, богатыми, здоровыми грешниками. Господь пришел, чтобы нас освободить от греха. А для этого мы должны долго и тяжело болеть, для этого мы должны много и тяжко страдать, для этого мы должны много и долго терпеть, потому что без этого невозможно достичь Царствия Небесного.

Почему? Это очень просто объяснить. В Писании сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Поэтому когда у человека все в порядке, заботливая жена, послушные дети, много денег, благоустроенная дача, когда у него ничего не болит, когда у него хорошая должность, когда его все любят и уважают, он невольно начинает думать: какой я молодец, я всего достиг. И начинает всем указывать, начинает всех учить жить: ты вот делай, как я, тогда все у тебя будет хорошо. Но хорошо-то будет только в этой временной жизни, а прошло семьдесят лет, умер человек, и дальше что? Дальше-то хорошо ли будет?