«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1.1. Впервые нем. Богослов Ф.В.Хаак определил в 1974 г. в качестве М.р. такие появившиеся в Европе с конца 60-х гг. религиозные и около религиозные движения, которые по образу деятельности и при вербовке обращаются прежде всего к молодым людям между 18 и 35 годами, а в учении и практике исходят из инфантильной регрессии своих сторонников. Непосредственная направленность вербовки членов на молодежь в движении Муна даже предусмотрена концептуально.

1.2. Притягательность М.р. для их молодых последователей основана на обязательном требовании полной самоотдачи, а также на следующем из этого самоощущении соратников-борцов за новый мир. К тому же М.р. предлагают доступную “спасенную семью” с ее “святым главой”, обладающим абсолютным, божественным авторитетом, который с помощью “спасительного рецепта” способен решить все индивидуальные и универсальные проблемы и даже разрешить противоречие “все или ничего.” Для М.р. характерна и “эзотерическая пропасть” между целями и воззрениями внутри них и теми, которые пропагандируются вовне. Так, некоторые из групп выступают как медицинские или религиозные “реформистские движения”, в то же время внутри они рассматривают себя как группы завершающего нового откровения или даже как корень всех религий.

“Традиционные” религии рассматриваются как превзойденные или подлежащие преодолению обломки старых времен, которые в лучшем случае можно использовать как область вербовки новых последователей.

1.3. У приверженцев М.р. наблюдается поразительно быстрая перемена личности вплоть до исключения всякой критики и до тотальной вовлеченности. Значительные личностные изменения и кардинально новые морально-этические ориентации ведут к конфликту с законами, к социальным и семейным проблемам. Понятие “деструктивный культ” характеризует негативные последствия для молодых сторонников М.р.

2.

3. Если для некоторых М.р. важно структурировать элиту, то другие пытаются охватить как можно больше людей курсами, способствующими продвижению. Другие формы возможного воздействия предоставляются ,например, благодаря общественной работе в средствах массовой информации и в области культуры. Из-за этого различаются и требования к количеству членов, которые для немецкоязычных стран колеблются от нескольких сотен до многих тысяч последователей

4. М.р. — особо сложная область всемирного явления “новых религиозных движений,” к которым относятся как околоцерковные, так и нехристианские религиозные новообразования.В противоположность классическим сектам, деятельность М.р. не является реакцей на христианское благовестие и деятельность Церкви. М.р. проявляются во всех индустриально высокоразвитых странах, включаая нехристианскую Японию; в так наз. странах восточного блока они также налицо. Для церквей они знаменуют проблему осуществления восстановительной религиозной практики в современном обществе, а также социальные задачи в отношении молодежи.”50

Движение Муна соответствует классической модели молодежных религий. “Всемирный фундамент” движения, о котором говорил Мун, а однажды — и Горбачев, — это привлечение неженатой молодежи, учащейся или еще до получения квалификации, работоспособной и готовой беззаветно следовать своему вождю. Все другие концепции и автохарактеристики оставляют вне поля зрения то, что без молодых последователей, достающих деньги и осуществляющих задуманные акции, движение Муна не могло бы оказывать какого бы то ни было влияния ни на каком уровне.

Но это движение — нечто большее; на этом основании Мун воздвиг идеологическую, организационную и экономическую империю, которая действительно обеспечивает ему почти неограниченные возможности для влияния на политиков, ученых и других лиц, ответственных за принятие решений, — на региональном, но также и на мировом уровне.

Инициативы родителей.

Безапелляционность в обращении с завербованными тревожит их родителей. Чтобы избежать преследования сторонников движения, новичков нередко отправляют за границу. Во всех странах, где действенно влияние движения Муна, от Новой Зеландии до Канады и от Японии до Германии, возникают и движения “родительской инициативы,” цель которых — взаимопомощь и консультации, информирование общественности и совместные акции, направленные против движения Муна.