«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

21 См. O Se-Keun, Die Volksglaube und das Christentum in Korea, Muenchen, 1978, Pp. 213-218/ Автор описывает историю миссионерства в Корее как “шаманизацию” христианства.

22 Это утверждение направлено в первую очередь против выводов, содержащихся в диссертации Ли Донг Ю “Корейский синкретизм как миссионерско-богословская проблема. С учетом данных о “церкви объединения” Сан Мен Муна” (Тюбенген, 1986); намеренно жесткая критика некоторых элементов корейского богословия, которые могут выступать как синкретические, привела, как кажется, к тому, что автор тюбенгенской научно-миссионерской диссертации максимально сблизила движение Муна и отличное от нее богословие “Миджунг,” которое, однако, определяется ею прежде всего как христианский синкретизм.

23 “Мессианисткими” называют движения, живущие ожиданием Освятителя или Спасителя или полагающие, что таковой ими руководит. По большей части, как и в движении Муна, здесь присутствуют концепции, которые никак не соответствуют ни библейскому понятию о Мессии (евр. “Мессия” — то же, что греч. “Христос” и означает в сущности помазанный на царство), ни стоящим за ним представлениям о владычестве Бога.

“Хилиазм” — это учение о “тысячелетнем царстве” под владычеством Христа на земле и ожидании этого царства. Ср. Откр. 20:1-20 (греч. “хилиа” — тысяча). “Хилиастическими” называют движения, которые живут ожиданием царства справедливости на земле. В регионе Океании породило множество сектанстских и неоязыческих течений (прим. пер.).

24 Так, например, многократно говорится в листовке: Новое видение ради мира во всем мире (1988).

25 То есть как раз не “Божия семья” (familia Dei) в смысле, выраженном в Евр 3:6, устрояемая Христом и не подвластная принципу кровного родства и этнического происхождения.

26 Катлин Виртюр в пособии к 120-дневному курсу рассказывает об этой методике, автор которой — Онни Орм: “Ты должен бомбардировать их любовью.” И далее она пишет: “Мы следуем за ними ( то есть за новичками) даже в душ и обратно и вначале все для них делаем.” А Судо Кен комментирует: “То, что она описывает — ключ к успеху... Любовь важнее правды.”

27 “У гостей может проявится стремление уйти, за которым обычно стоят друзья или подруги, родители, приятели или однокашники. Такое случается чаще, чем вы подозреваете”.

28 Это не относится к людям более старшего возраста, примкнувшим к движению Муна. Вероятно, они бы и не выдержали нагрузок, связанных со сбором средств. Вообще же для всех отклонений от требований (часто символизируемых) к временным промежуткам, срокам и условиям часто существует и не практическое и очевидно правильное объяснение, типа вышеприведенного, но скорее “спиритуальное” толкование послаблений.

29 См. главу VII

30 Бывает, однако, и благословение “одиночек” (напр. 7 апреля 1989). Живые могут соединяться с умершими (“духовными людьми”) и получать совместное “благословение.” В основе этого — корейское представление об особо беспокойных, скорбных и потому вредоносных духах покойников, не состоявших в браке, которые не могут обрести покой, поскольку у них нет потомков, которые бы приносили бы им необходимые жертвы и т.п.